Жилище: дом и селение

Стараясь не наносить ущерба природе, обские угры жили на промысловых угодьях небольшими поселениями, расстояния между которыми часто превышали сто и более километров. Селения рыболовов располагались по берегам рек, а охотники и оленеводы обосновывались в местах, удобных для охоты и выпаса оленей. Русская администрация называла такие поселения татарским словом юрты (хант. корт, курт, пугол, вош, вач; манс. пауль, павыль). Возводили и летние поселения-юрты, ближе к реке. Некоторые группы хантов и манси имели по 3-4 селения и меняли их в зависимости от времени года и промыслов. В усадьбу кроме жилых домов входили хозяйственные постройки: навесы (лабазы) для вещей и продуктов, лабазы для рыболовного инвентаря, сушильня для одежды, собачьи конуры и т.п.

Если рыболовные и охотничьи угодья находились далеко от постоянного жилья, то туда отправлялись летом на лодках по воде, а зимой – на лыжах или в нартах, запряженных оленями, а раньше – собаками. В местах промысла ставили охотничьи избушки или временные жилища. Самый удобный дом для северян — чум, древнейший вид жилища в западной Сибири. Его можно собрать и разобрать за час и перевести в другое место на лодке или на нартах. Сейчас он воспринимается как символ национальной культуры.

Конструкция дома зависела от образа жизни и хозяйства; его строили из подручного лесоматериала — из кедра, сосны, лиственницы. Охотники и рыболовы зимой жили в утепленных срубных или каркасных жилищах, иногда – в полуземлянках, а летние дома сооружали из досок; в затапливаемых местах жилища возводили на сваях. Временные постройки чаще всего делали из бересты, укрепленной на каркасной конструкции.

В стенах или крыше прорубали маленькие оконца и затягивали их промасленной бумагой, налимьей кожей или брюшиной оленя, а зимой закрывали куском льда. Дверь обычно делали со стороны реки. Потолка в доме чаще всего не было, а пол обычно оставляли земляным или глинобитным, но иногда делали дощатым. Спасли на нарах, а посуду и дрова хранили на полках. Отапливали дома чувалом – открытым очагом. Женщины поддерживали огонь и наследовали его.

Внутреннее пространство дома делилось на женскую и мужскую части. Область, примыкающая к дверному проему, принадлежала женщине-хозяйке, к дальней от входа стене прилегало царство мужчины, а центральная часть считалась общей территорией. Домашние святыни хранили на чердаке, куда женщины не имели доступа.

Современное типовое строительство вытесняет дома традиционной конструкции.

Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.