Новости

Музей
18.07.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Лето на Усть-Балыке

Лето на Усть-Балыке

Лето в самом разгаре! А на Усть-Балыке – жаркая пора фото-квестов!
Интересный формат знакомства с экспозициями музея очень полюбился ребятам из пришкольных лагерей. Визит в музей, в историю Нефтеюганска, а также экскурсии по исторической части города проходят на «ура»!

В основе пешеходной экскурсии – прогулка по легендарному «пятачку» и Аллее первопроходцев с рассказом о нефтяном освоении Западной Сибири, начиная с истории поиска большой нефти до легендарных открытий нефтяных месторождений и промышленных достижениях Советского Союза.
История возникновения города Нефтеюганска – единственного города в Югре, расположенного на островной территории среди рек и болот, на действующем месторождении нефти. Город, который появился исключительно благодаря тому, что в 1961 году взмыл ввысь первый сверхмощный фонтан нефти, ознаменовавший открытие крупнейшего месторождения нефти – Усть-Балыкского. Рассказ о личностях, внесших огромный вклад в становление города.

Хороших каникул вместе с Культурно-выставочным центром «Усть-Балык» и Всероссийской программой «Культура для школьников»!  
Три домика на берегу ждут своих гостей! Телефон для справок: (3463) 22 32 02, 22 35 85.

Научный сотрудник Елена Петровна Белая

X
18.07.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды…

Говорят музейные фонды…

Вот и лето пришло!

Лето – самое чудесное время года, сказочное, дарящее теплые ночи, и ясные, пропитанные ласковым солнышком дни. Каждый месяц прекрасен по-своему. Природа лета очень красива, особенно в пик сезона: деревья уже набрали в себя энергию солнца, листва зеленая и пышная, трава свежая и высокая, а какое яркое солнце светит над головой!

Каждое лето это растение окружает нас и в городе, и за его пределами. Поляны становятся жёлтыми от обилия цветков. Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена превращаются в белый пушистый шарик. Дунешь на шарик — поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена и, плавно кружась, опускаются на землю. А сколько радости доставляет детям играть с пушинками-парашутистами!

Одуванчик не нуждается в представлении. Taraxacum – род многолетних травянистых растений семейства Сложноцветные, распространен во всем мире. Считается, что одуванчик появился около тридцати миллионов лет назад в Евразии. Окаменелые семена Taraxacum обнаружили на юге России, которые относятся к геологическому периоду – эпохе плиоцена – примерно от 5,333 миллиона до 2,58 миллиона лет до наших дней. Археологические материалы свидетельствуют о том, что одуванчик использовался как источник пищи и лекарственная трава на протяжении всей истории человечества. Ботаническое растение было известно древним египтянам, грекам и римлянам, использовалось в традиционной китайской медицине более тысячи лет.

В Северную Америку одуванчик, вероятно, прибыл на английском торговом судне Мейфлауэр, который отплыл из Плимута в 1620 году. Растение привезли в Новый Свет не в качестве безбилетного пассажира с кормом для животных или сельскохозяйственных культур, а намеренно из-за его целебных свойств.

Сегодня многие люди классифицируют одуванчики как неприятные «сорняки» на своих газонах, но это растение применяется в фитотерапии, на производстве продуктов питания и напитков, является ранним источником нектара и пыльцы для насекомых.

Одуванчик съедобен полностью и содержит витамины  А, В, С, D и К, железо, калий, цинк. Этот растительный продукт на удивление полезен, так как лист содержит в два раза больше витамина А на 100 граммов, чем шпинат! Листья одуванчика тушат на сковороде с луком, смешивают с пастой и сыром. Корень нарезают на мелкие кусочки и обжаривают в духовке, а затем измельчают в порошок и используют для ароматизации мороженого или смешивают с другими специями для душистой мясной приправы. Желтые цветы высушивают и перетирают в порошок, который используют в качестве красителя. Также цветы используют для приготовления вина из одуванчиков.

В фондах Музейного комплекса предметов, картин с изображением одуванчиков пока нет. Мы подобрали фотографии на тему: лето, дети, цветы. Авторами этих фоторабот являются А.Боднарь, В.Кудринский, В.Архиповская, сотрудники Культурно-выставочного центра «Усть-Балык»,  М.Полякова. Надеемся, что теплое лето с этих фотографий, прекрасная летняя погода за окном, подольше нас порадует в этом году. А вы, дорогие наши горожане, смотрите почаще на мир и окружающую действительность через объектив фотокамеры и не забывайте сделать фото природы и навсегда оставить в памяти солнечные деньки, согревающие душу. И напоминаем: цветение одуванчика отмечается в мае-июне, однако порадовать повторно цветами могут и осенью.

Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А.Полякова

X
17.07.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск «Живопись во все времена»

«Живопись во все времена»

Единственное,
на что способен художник —
описать собственное лицо.
Ты обречен быть собой.
Чак Паланик

Кускунова Людмила Владимировна

Родилась в 1966 году. В 1994 году закончила обучение в Ивановском текстильном институте имени М.Ф.Фрунзе, кафедра "Текстильный дизайн", по специальности "Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности." В 1994 году принята на работу в Детскую школу искусств г. Нефтеюганска, в должности преподавателя изобразительного отделения. Стаж работы в Детской школе искусств 25 лет. В 2005 вступила в члены Ханты - Мансийского отделения "Союза художников России". На данный момент является преподавателем первой категории.

В фондах Музейного комплекса г. Нефтеюганска хранятся произведения Людмилы Владимировны, среди которых можно выделить работы «Семь небес» (РИС1) и «Северные мотивы» (РИС2). Искусство рождается в глубокой тайне…. Приступая к работе, с каждым прикосновением кисти художник освобождает свои мысли и чувства, отпускает на волю свою идею. Работы Людмилы Владимировны свидетельствуют о неповторимой индивидуальности и цельности стиля, её манера отличается мягкостью, женственностью и тонкостью. Целью художника было раскрыть внутреннюю природу вещей, изымая их из привычного контекста и сообщая им магический смысл. Произведения несут символическую смысловую информацию, создавая таинственную атмосферу мифологического повествования. Образы были навеяны традиционным народным искусством северных народов ханты.

Художественный стиль Людмилы Владимировны отличается индивидуальностью и мастерством. На ее картинах преобладает спокойный колорит, тщательно проработанная композиция и глубокая тематика, позволяющая зрителю увлеченно изучать детали, задумываться и вдумчиво анализировать произведения.

Статью подготовила:
научный сотрудник
Жуковская
Галина Геннадьевна

X
15.07.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Загадки древних артефактов

Загадки древних артефактов

ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ В ХОДЕ МИГРАЦИЙ СЕВЕРНЫХ ХАНТОВ
(по фольклорным материалам)

В фольклоре нижнеобских угров сохранилось множество легенд и преданий, сложившихся при формировании северной группы хантов. Здесь данные о миграциях в северное Приобье различных угорских групп, многообразные свидетельства военных столкновений северных хантов как с самодийцами, так и со своими соплеменниками. Порой может показаться, что средневековое северное Приобье непрерывно воевало. Северные ханты считают, что на территории тайги северного Приобья прежде проживали самодийцы ур ёх («лесной народ» или «дикий народ»), которых вытеснили пришедшие на эти земли предки угров — мось ёх. Войны между мось ёх и ур ёх носили затяжной характер; в конце концов, самодийцы ур ёх, не сумевшие устоять против пришельцев, частично отступили к устью Оби и верховьям ее притоков, частично были ассимилированы уграми. Позже северным уграм пришлось обороняться от своих же западных и южных соплеменников. Первые известны в фольклорных материалах как лев охаль — «сосьвинский народ», вторые как хурун ёх — «народ городков». Кроме передвижений, связанных с военными действиями, в фольклоре северных хантов содержатся рассказы о мирных миграциях угорского населения на север, при этом отмечается та же направленность переселений — с запада и с юга. Западный поток мигрантов связывается с легендарным народом пастэр ёх и другими угорскими группами, относяшимися к лев охаль, южный — с приплывшим во времена потопа на плотах и расселившимся по многочисленным протокам Малой и Большой Оби народом пор ёх («люди плотов») или послан ёх («люди проток»). Известно, что в течение нескольких последних столетий преобладающими среди угров были миграции в северном и восточном направлениях, таким образом, для Северного Приобья доминирующими были переселения с запада (из Приуралья) и юга (среднетаежного Приобья). Это подтверждается фольклорными материалами, собранными автором среди различных групп северных хантов. Однако они не дают сколько-нибудь точных датировок и судить о последовательности характеризуемых переселенческих потоков можно лишь по соподчиненности сюжетов, их сопоставимости с историческими событиями (например, походами воинов Коды) или по косвенным указаниям на их древность (например, отнесенность к эпохе потопа).

В этнографической литературе к северным хантам (ханти или хантэ) обычно относят население, проживающее по Оби (с притоками Казым, Сыня, Куноват) от Обдорска до Мало-Атлымских юрт, включая в их число «остяков» Северной Сосьвы и Ляпина. Безусловно, к нижнеобским (северным) хантам следует причислять «заобдорских остяков», т. е. хантыйское население, проживающее по Оби и Обской губе (с притоками Полуй, Надым).

Военное поражение «Лесного народа» (Ур ёх)

По утверждению нижнеобских хантов, до прихода угров в северной тайге проживали ур ёх (ор ях) — «лесной народ» — самоеды (ненцы). Тундровых ненцев обские угры называют ёран ёх (ёран махум). Данный термин распространен среди северной группы нижнеобских хантов (приуральских и шурышкарских) не столь широко, как у казымских хантов или сосьвинско-ляпинских манси. Обдорские ханты называют тундровых ненцев ор ях (хармо ор ях), среди которых выделяют: кейв ор ях — уральских, ямал ор ях — ямальских, орас ях — обских. Лесных ненцев они именуют по-ненецки пянхасаво. Шурышкарские, войкарские, сынские и куноватские ханты называют ненцев, особенно когда речь идет о старых временах, ур ёх, а кочующих по Уралу — ёран ёх и саран ур ёх. Исконным местом нёхсам ор ях обдорские ханты считают р. Надым, а ор ях (в частности ненцев Нгано-Харючи) — водораздел между рр. Полуй и Кутопюган. Относя ур ёх и ёран ёх то к ненцам, то к «разным народам», ханты Нижней Оби утверждают, что основным занятием «лесного народа» была охота на диких оленей, тогда как тундровые ненцы характеризуются как оленеводы. По-видимому, первые продвинувшиеся на север мигранты-угры встретились с таежными охотниками на диких оленей ур ёх, а позднее, со становлением у ненцев крупностадного оленеводства, тундровики-оленеводы стали восприниматься ими как ёран ёх.

Вся территория Обдории и Куновата в средние века представляла собой зону военного противостояния ур ёх и угров. С. К. Патканов, основываясь на остяцких преданиях, называет остров Конавыт границей между самоедами и уграми. Главными «горячими точками» того времени нижнеобские ханты считают городок Вош-пай близ Кушевата и район р. Куноват. По легендам, войну с ур ёх на Куновате выиграли три брата: Ун Мось ху — «Большой человек Мось», Кутоп Мось ху — «Средний человек Мось» и Ай Мось ху — «Младший человек Мось». В первых столкновениях ур ёх были оттеснены до Среднего Логася (среднее течение Куновата), где на высоком яру, неподалеку от основанных позднее юрт Сангымгорт, пришельцы мось установили дозорный пост из женщин и девиц. Ответным ударом ур ёх взяли городок и перебили всех оборонявшихся. До сих пор место на яру у юрт Сангымгорт называется Евиет вош — «Девичий городок». Факт беспощадного отношения самоедов ур ёх к противнику — свидетельство особого характера конфликта, когда шла борьба за родную землю (территорию) и уничтожались все враги-пришельцы без различия пола и возраста. В своей  работе «Войны и миграции северных хантов» кандидат исторических наук Е. Перевалова пишет, что предки ненцев при сражениях за свою территорию уничтожали всех без исключения завоевателей-угров. Этим военная тактика отступающих ур ёх отличалась от обычных военных экспедиции и грабительских набегов, когда «не пушнина и иные драгоценности, не укрепленные городки и богатые промысловые угодья, а именно женщины и олени» выступали основным объектом и целью нападений. Несмотря на отчаянное сопротивление ур ёх, р. Куноват стала владениями пришельцев-угров, и лишь небольшое число «куноватской самояди» (потомков ур ёх) обитало в ее верховьях до XIX века. Победы угров, возглавляемых братьями мось, воспеты в преданиях; на р. Куноват основаны святилища, посвященные трем богатырям мось. На главном из них, мысе Духов (Лонх авыт нёль) были установлены остроголовые скульптуры братьев-воинов, здесь же хранились доспехи и оружие воинов победителей. Раз в семь лет здесь проводились военные пляски, во время которых куноватские ханты (куноват ёх), считавшие себя потомками воинов мось, извлекали из тайников оружие, и над рекой Куноват звучал призывный военный клич «Гей! Гей!» и сверкали поднятые вверх мечи и сабли. На других территориях Нижнего Приобья о былых войнах угров с самоедами говорят топонимические названия: р. Сыня имеет приток Ёран ёх вилим юган — «Река, где с ненцами война шла», чуть выше, в районе Тиль-тима, есть урочище, именуемое Ляль екртым поль — «Война окончилась (повернула обратно)». Северная граница военных столкновений угров и ур ёх проходила в 35 верстах от Обдорска. По записанной игуменом Иринархом легенде, остяки вытеснили самоедов к большому сору Вангада, где развернулось решающее сражение. Остяки выиграли битву, сурово наказав проигравших. Впоследствии ненцы стали приносить здесь жертвы и, проезжая из тундры в Обдорск, оставляли на святилище оленьи черепа.

Минули столетья, а обагренное самоедской кровью место при ручье Хоронэуподы не забылось, став целой горой из костей жертвенных оленей. По сообщению очевидца, «клятва вечного мира» между остяками и самоедами была заключена около юрт Пащерцевых. Самоеды признали «владычество остяков». Обдорский городок становится политическим центром Обского Севера и резиденцией остяцкого княжеского рода Тайшиных. Знаменитое капище Тайшиных на Ангальском мысу (Лонг авыт нель), названное Иринархом «оплотом древней веры остяков и самоедов», долгое время выполняло роль культового центра как хантов, так и ненцев. Остяцкое  военное преимущество ощущалось ещё долгие годы.


Научный сотрудник, хранитель коллекции «Археология» Чебыкин В.Е.

X
12.07.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Семейный праздник на Усть-Балыке

Семейный праздник на Усть-Балыке

Семейный праздник в честь Дня семьи, любви и верности прошел на территории Культурно-выставочного центра "Усть-Балык".

Ребята из летнего трудового лагеря нефтеюганского Центра молодежных инициатив и активисты Общества старожилов города встретились на инсталляции «Советская свадьба», демонстрирующей свадебную атмосферу в антураже советского быта. Вместе с молодежью старожилы вспоминали советские свадебные традиции, плели венки и мастерили ромашку – символ праздника.

Основной частью музейно-просветительского мероприятия, организованного сотрудниками Культурно-выставочного центра "Усть-Балык", стала пешеходная экскурсия по Аллее новобрачных к скульптурной композиции "Святые Петр и Февронья Муромские". Научный сотрудник Елена Белая рассказала молодым людям о небесных покровителях семейных ценностей, супружества и чистой любви, которых чтит православная традиция. Ребята поиграли в русскую народную игру "Ручеек". Сначала стеснялись, а потом вошли во вкус.

Завершилось мероприятие вкусным чаепитием и теплым, дружественным общением двух поколений. А фотозона "Советская свадьба" с фотовыставкой женихов и невест 60-70-хх годов в сопровождении любимых советских песен радовала прохожих до конца рабочего дня.

X
12.07.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды…

Говорят музейные фонды…

Фотография - это история и отражение эпохи.

12 июля - всемирный профессиональный праздник, день фотографа. Он посвящен людям, которые обладают даром улавливать мгновения жизни, захватывать редкие моменты и запечатлевать их в кадре, в котором порой содержится чья-то жизнь, история. В России день фотографа с каждым годом приобретает популярность. Праздник помогает объединиться специалистам по фотографии, почувствовать свою нужность, привить упорство и ответственность за свою работу.

Фотографии  могут передавать разные эмоции и рассказывать разные истории. Они могут отражать восторг и великолепие природы, а также суету и движение городской жизни. Фотографии могут быть историческими документами, запечатлевающими моменты изменения городской среды и архитектуры.

История, застывая в фотографии, позволяет чувствовать течение жизни... И порой даже самые невзрачные на первый взгляд фотографии, через время обретают особую ценность. Возможно ли это предугадать заранее, чтобы снять этот ценный кадр? На «все сто» – конечно нет, но если задуматься… Растут же деревья, строятся дома, меняются сами люди.

Всё это интересно сегодня, а со временем станет ещё интереснее. Поэтому старые фотографии представляют особую ценность в фондах Музейного комплекса и имеют необъяснимое свойство переносить нас в те годы и мгновения, как машина времени…

К 20-летнему юбилею Нефтеюганска был издан интересный набор фотографий с видами нашего города «Нефтеюганск-87». В наборе содержится 10 снимков с панорамными видами города  в черно-белом исполнении, автором этих работ является фотограф Юрий Шестаков. Изготовителями набора -  центральная научно-исследовательская лаборатория Ордена Трудового Красного Знамени п/о «Юганскнефтегаз». Панорамные виды создают удивительное ощущение простора и свободы, позволяют горожанам окунуться в историю родного города, вспомнить былые времена, они рассказывают о прошлом Нефтеюганска. Съемка мира таким, какой он есть, позволяет показать правду и реальность.

Дорогие фотографы города! Поздравляем Вас с наступающим праздником! Желаем, чтобы работа всегда приносила удовольствие, а муза никогда не покидала Вас!

Научный сотрудник «Музей реки Обь»
М.Полякова


Дополнительно интересную полезную информацию по некоторым представленным фотографиям читайте в следующей статье на нашем сайте (продолжение следует…)

X
11.07.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Из фондов Музейного комплекса: Пластинка граммофонная

Из фондов Музейного комплекса: Пластинка граммофонная

Включая пластинку, чувствуешь себя обладателем чего-то очень ценного. Потому, что это особый ритуал – необходимо настроится на прослушивание, собраться с мыслями и только затем включать пластинку. Ведь ты слышишь малейшее движение музыканта, без искажения записи, без какой-либо цифровой коррекции.

В истории развития грампластинки выделяются следующие основные моменты. В 1877 г. Томас Эдисон патентует фонограф, записывающий на валик с оловянной фольгой. В 1888 г. Эмиль Берлинер модифицирует фонограф в граммофон и выпускает первые грампластинки, представляющие собой цинковый диск, покрытый воском и протравленный соляной кислотой. В 1897 г. начинается промышленное производство пластмассовых пластинок на шеллачной основе. В 1948 г. появляются долгоиграющие виниловые пластинки 33 и 45 об/мин. Через 9 лет музыкальная индустрия переходит к стереофонической записи. В 1985 г. выходит в свет первый компакт-диск, постепенно вытеснивший грампластинку в сфере предпочтений массового слушателя.

Фонды Музейного комплекса богаты коллекцией граммофонных пластинок 1950-х – 1991-х годов, более 500 единиц! И это путешествие не только в мир музыки, но и в мир истории. Грампластинки наглядно отражают музыкальные веяния того времени. Какими же были предпочтения жителей Нефтеюганска? Конечно же, это народные мотивы – задорные частушки, плясовые песни, песни лирические. В фондах музея также есть пластинка с марксистко-ленинской агитацией. Грампластинки с музыкой из кинофильмов «Солдат Иван Бровкин», «Иван Васильевич меняет профессию», «Служебный роман», «Беспокойное хозяйство» и других популярных фильмов.  Целая серия аудиокниг той эпохи для детей «Гуси лебеди», «По следам Бременских музыкантов», «Черная курица», «Следствие ведут колобки», произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. «Звучащие» журналы - «Кругозор» и «Колобок» с вложенными гибкими пластинками с записью сказки Салтыкова-Щедрина «12 месяцев», песен «Музыкальные истории» и курсом аэробики. Также нефтеюганцы  слушали эстрадные монологи юмористов А. Райкина,  Е. Петросяна, пародиста С. Свистунова и, конечно же, песни популярных певцов и певиц – Л. Утесова, В. Высоцкого, А. Герман, Б.Окуджавы, И.Кобзона.

Большинство пластинок производилось на таких крупных заводах как, Апрелевский, Ташкентский, Ленинградский.

Грампластинка - неотъемлемый атрибут культурной жизни советского времени, и мы рады, что в наших фондах есть такие предметы, которые передают дух ушедшей музыкальной эпохи.

Фонды Музейного комплекса
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-varianty-ispolzovaniya-gramplastinki-v-kulture/viewer

Гониева Е.А.
Фото- Кобылиной Н.И.

X
1.07.2024
Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск В Галерее-мастерской художника Г.С. Райшева открыли выставку произведений, написанных нефтью и соком таёжных ягод

В Галерее-мастерской художника Г.С. Райшева открыли выставку произведений, написанных нефтью и соком таёжных ягод

28 июня в филиале Государственного художественного музея «Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева» состоялась презентация выставки современного югорского художника Алексея Скрипина «Новые смыслы».

Вернисаж стал настоящим праздником искусства и не оставил равнодушным гостей вечера.

С приветственными словами к художнику и посетителям обратились директор Государственного художественного музея Югры Елена Кондрашина и начальник научно-методической службы учреждения Наталья Голицына. Елена Викторовна отметила, что творчество художника выделяется в русле современного искусства своей оригинальностью и глубоким посылом: «Эту выставку я мечтала открыть у нас год. И при этом, мы очень быстро приняли решение о том, что нам нужно открыть её в этом году (это самое мое быстрое решение), и открыть именно в галерее-мастерской Геннадия Райшева. Нефть - суть нашей югорской земли. То, что хранит миллионы лет памяти, живет, видоизменяется, трансформируется. Привлекает внимание, вызывает разговоры...Поздравляю Алексея Владимировича с открытием, и, надеюсь, этой выставкой мы положили начало долгому совместному сотрудничеству…».

Наталья Леонидовна подчеркнула, что творчество Алексея выделяется еще одним важным в современной культурной среде компонентом: «Творчество художника мне представляется очень гармоничным. Во-первых, форма художественного выражения в произведениях автора находится на действительно высоком уровне, а, во-вторых, у него есть четко сформулированная концепция. А это очень важно в современном художественном пространстве…».

В блестящем исполнении солистки концертно-театрального центра «Югра-Классик» Ирины Плотниковой и скрипача Александра Брехта композиции мировой классической музыки – менуэт из сюиты А.Шнитке и композиция «Золотые рыбки» К.Дебюсси – способствовали возникновению процесса художественной синестезии.

Приятным и неожиданным подарком для гостей вечера стал творческий перформанс от художника «Так она дороже». Начался он в холле галереи-мастерской с автограф-сессии с автором и изготовлением посетителями памятных сувениров: на пригласительных билетах гости отпечатывали штампы с авторскими образами - елкой, кораблем и каплей нефти, а художник ставил автографы на получившемся сувенире. Далее, в пространстве выставки «Новые смыслы», автор разыграл среди присутствующих графическую композицию из цикла «Так она дороже».

Экспозиция вызвала живой интерес у публики и стала темой для множества обсуждений и анализа. Гости высказывали разнообразные мнения о работах художника, обсуждали художественные приемы и авторский замысел. В результате, каждый посетитель смог увидеть в привычном – новые смыслы:

«Живу в округе более двадцати лет, но никогда не задумывалась о том, что нефть – это не только «признак богатства», но и живой организм… Благодарю организаторов за такую интересную выставку. Действительно, задумываешься о многом…», - поделилась своими впечатлениями о произведениях Алексея Скрипина жительница Ханты-Мансийска Татьяна.

Мария Кузьминична Волдина, почетный гражданин Югры: «Впервые вижу картины, написанные нефтью. И мне действительно они нравятся. Я сразу вспомнила, как. будучи учителем начальных классов, в 1970-е годы, ездила на месторождения вместе с нефтяниками… И какой это тяжелый труд – добывать нефть… Нефть является частью нашего югорского края, и у нефти очень сильный характер».

Участниками вернисажа стали 104 человека.

Екатерина Бубенова,

научный сотрудник филиала

«Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева»

X
1.07.2024
Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск Самый художественный музей Югры – на Югорских обласах!

Самый художественный музей Югры – на Югорских обласах!

30 июня в районе протоки Байбалаковская Ханты-Мансийского района состоялось масштабное культурное и спортивное событие - Международное соревнование на Кубок губернатора Югры по гребле на обласах «Югорские обласы» и региональный фестиваль выпускников. Организаторами мероприятия выступили Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Администрация Ханты-Мансийского района и Автономное учреждение «ЮграМегаСпорт».

В торжественной обстановке этнофестиваль открыл врио губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Руслан Кухарук:

«Гребля на обласах занимает у югорчан особое место. Это не просто состязание, обласы – это неотъемлемая часть культуры коренных малочисленных народов Севера… Наша с вами священная миссия – сохранять и приумножать это наследие. Мы любим наших друзей, наших гостей и готовы делиться историями о нашей культуре, традициях. Мы – гостеприимный народ».

Этнокультурная программа мероприятия объединила креативные индустрии, а также региональные учреждения культуры и этноспорта – для гостей фестиваля были организованы различные творческие площадки, соревнования в национальных видах спорта ханты и манси, игры малочисленных народов Севера, выступления артистов и многое другое. Сотрудники Государственного художественного музея представили участникам соревнования по гребле на обласах, лучшим выпускникам школ Югры, а также жителям и гостям Ханты-Мансийска творческую площадку «Человек. Природа. Космос» в рамках культурно-просветительского проекта «Музей – городу!».

Участники мастер-классов «погружались» в творчество Геннадия Райшева, знакомились с архаичными кодами, зашифрованными в его произведениях, создавали авторские оттиски в технике линогравюры и неповторимые эскизы нарядов на основе известных работ художника.

«Очень яркий и классный мастер-класс! Впервые работала в технике линогравюры!», - поделились своими впечатлениями гостья творческой площадки Елена, выпускница из г. Советский.

«Благодарим сотрудников музея за погружение в атмосферу творчества! Обязательно придем в Галерею-мастерскую Райшева, чтобы познакомиться с его работами!», - отметили жители Ханты-Мансийска Евгений и Анастасия.

Анна, выпускница из г. Сургут: «Приняла участие в мастер-классе «Ю-стиль». Почувствовала себя настоящим дизайнером. Задумалась о выборе будущей профессии. Спасибо!».

В мероприятиях творческой площадки «Человек. Природа. Космос» приняли участие 386 человек.


Екатерина Бубенова,
научный сотрудник филиала
«Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева»

X
1.07.2024
Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск Итоги конкурса «Мой мир: Семья, Югра и Я!»

Итоги конкурса «Мой мир: Семья, Югра и Я!»

      Завершился XII Окружной конкурс художественного творчества «Мой мир: Семья, Югра и Я!». Он стал одним из мероприятий Года Семьи, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года «О проведении в Российской Федерации Года семьи».

      Всего в конкурсе приняло участие 54 человека из шести муниципальных образований автономного округа, в возрасте от 6 до 60 лет.

      По традиции, дети соревновались в номинациях «Профессиональное художественное творчество» и «Любительское художественное творчество», в трех возрастных категориях. Но главной особенностью и сюрпризом конкурса этого года стало активное участие взрослых: в номинации «Семейное художественное творчество» приняло участие 20 человек!

      Жюри приняло решение о присуждении Гран-при конкурса за лучшую работу, а также о присуждении дополнительных призовых мест и специальных дипломов «За творческий поиск». Руководителям победителей и участников конкурса будут направлены Благодарственные письма.

Итак, знакомьтесь, победители и лауреаты!

Номинация «Любительское художественное творчество, возрастная
категория 6 - 9 лет:

1 место – Костюк Максим, г. Нефтеюганск. «Прогулка в парке всей семьей»

2 местоГвоздовский Егор, г. Нефтеюганск. «На прогулке»

2 местоАбзалова Виктория, г. Нефтеюганск. «На прогулке»

3 место не присуждено.

Номинация «Профессиональное художественное творчество, возрастная
категория 6 - 9 лет:

1 место – Гаева Полина Александровна, г. Нижневартовск. «Мамин праздник»

2 место - Ивашкина София Сергеевна, г. Покачи. «Нежность»

3 место - Елагина Ангелина Никитична, г. Нижневартовск. «Семья на Байкале»

3 место – Акполбанова Фатиха Даирбековна, г. Нижневартовск. «На даче»

Номинация «Профессиональное художественное творчество, возрастная
категория 10-14 лет:

1 место – Беженарь Максим Александрович, г. Нижневартовск. «Старейшина»

2 место – Тулба Анастасия Георгиевна, г. Покачи. «Прощание»

2 место – Тур Варвара Дмитриевна, п. Солнечный, Сургутский р-н. «Лисья тропа»

2 местоСелина Анна Алексеевна, п. Солнечный, Сургутский р-н. «Семья, Югра и я»

2 место – Орлова Алена Андреевна, п. Солнечный, Сургутский р-н. «Моя семья»

3 место – Максюта Есения Серхановна, г. Покачи. «Гармония»

3 место - Плаунова Дарья Владимировна, п. Солнечный, Сургутский р-н. «Прогулка с мамой»

Номинация «Профессиональное художественное творчество, возрастная
категория 15-18 лет:

1 место - Чикишева Владислава Дмитриевна, г.Нижневартовск, «Хозяйка чума»

2 место – Багурина Полина Сергеевна, г.Нижневартовск, «Солнышко мое»

3 место – Фахриева Азалия Азаматовна, г.Покачи, «Спаситель»

Номинация «Семейное художественное творчество»:

Гран-при - Баландин Александр Юрьевич, г.Когалым, «Портрет дочери»

1 место - Евко Наталья Валерьевна, г.Когалым, «Югорский натюрморт»

1 место - Гатина Айгуль Ильгизовна, г.Когалым, «Октябрь в Когалыме»

2 место – Таранова Полина Павловна, г.Когалым, «Иван-чай»

2 место – Романова Любовь Ивановна, г.Когалым «Мороз и солнце!»

2 место – Левакова Кристина Сергеевна, г.Когалым «Автопортрет»

2 место – Сидорейко Надежда Валерьевна, г. Ханты-Мансийск, «Дары Югры: голубика»

3 место – Галкина Полина Алексеевна, г.Когалым, «В свете северного сияния»

3 место – Янаки Елена Владимировна, г.Когалым, «Стойбище на реке»

3 место – Федорова Ирина Владимировна, г.Когалым, «Чусовские городки»

3 место – Корзун Татьяна Артемовна, г.Когалым, «Под Солнцем Севера»

3 место – Кирбина Ирина Алексеевна, г.Когалым, «Жаркое лето в деревне»

Специальные дипломы за творческий поиск:

Проняева Марина Анатольевна, Филимонов Александр Сергеевич, г Ханты-Мансийск «Письма из прошлого»;

Усольцева Лисавета Сергеевна Ханты-Мансийск, «Сиреневые сумерки»

Черепанов Павел Александрович, Ханты-Мансийск, «Радость в каждом дне»

 

Мы от всей души поздравляем победителей и лауреатов конкурса и желаем дальнейшего творческого роста и вдохновения!

Работы участников конкурса будут представлены на выставке «Мой мир: Семья, Югра и Я!», открытие которой состоится 5 июля, в 12.00 в филиале «Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева» по адресу: ул. Лопарева, д.7.

Выставка продлится до 6 сентября 2024 года, после чего участники смогут забрать свои работы.

Телефон для справок: (3467) 32-02-22.

X
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.