Новости

Музей
16.04.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Музейный комплекс Нефтеюганска впервые в Государственном Эрмитаже.

Музейный комплекс Нефтеюганска впервые в Государственном Эрмитаже.

10 и 11 апреля 2025 года в Государственном Эрмитаже состоялся ежегодный XXIII Круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма» (г. Санкт - Петербург), среди постоянных участников которого были сотрудники российских и зарубежных музеев, представители туристических фирм, преподаватели высших учебных заведений, представители средств массовой коммуникации и общественных объединений. XXIII Круглый стол вновь представил широкий спектр проблематики, освещаемые вопросы волнуют музейщиков и представителей высших учебных заведений.

Во время проведения круглого стола обсуждались актуальные вопросы, касающиеся работы музеев с посетителями, новые направления в развитии туризма, межмузейные проекты, а также традиционные и междисциплинарные специальные программы. Участники рассматривали перспективы сотрудничества музеев с туристическими организациями и сообществами гидов-переводчиков, а также другие темы, связанные с повесткой круглого стола. Основная тема, предложенная для обсуждения в 2025 году, звучала как «Разрешить нельзя запретить», и участникам было предложено самим расставить акценты в этом высказывании, добавив запятую.

По традиции пленарное заседание открыл генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Приветствуя участников конференции, он отметил возрастающее значение культурного туризма в исполнении высокой миссии музеев: сохранения памяти и диалога культур.

Темы докладов коснулись новых возможностей развития культурного туризма, создания уникальных турпродуктов, музейных экспозиций и границ креативности, развития кадрового потенциала, интеграции музейной и туристической деятельности. Особое внимание было уделено обсуждению поиска новых форм работы с посетителями.

Доклад «Нефтеюганск – «Город, рожденный нефтью»: опыт и специфика работы Музейного комплекса в туристическом пространстве региона» представила сотрудница Музейного комплекса Чакрова Е.Е. В своем выступлении она обозначила, каким образом музей отвечает на вызовы современности, встраивается в динамику развития города, расширяет свои границы за пределы экспозиционных форм и предоставляет свои ресурсы для креативного самовыражения современного города, в том числе с учетом региональной специфики.

Она отметила, как всё чаще в Нефтеюганск приезжают люди, желающие познакомиться с историей появления молодых северных городов. Гости города знакомятся с памятниками и местными достопримечательностями в рамках пешеходных и автобусно-пешеходных маршрутов и, конечно, интересуются музейными экспозициями в структурных подразделениях Музейного комплекса.                                                                                                                                                            

Большой популярностью пользуются экскурсии по стационарным и временным выставкам Культурно-выставочного центра «Усть-Балык», а также пешеходные экскурсии по высокому берегу Юганской Оби. Данный доклад вошел в сборник материалов Круглого стола «Музей и проблемы культурного туризма».

По традиции мероприятие завершилось культурной программой для его участников – посещением экспозиций Эрмитажа и выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» и поездкой в Тверь и Торжок.

Организаторы Круглого стола: https://vk.com/museum_tourism_hermitage?from=groups
#Музей86 #эрмитаж #культурныйтуризм2025 #УстьБалык

X
15.04.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Загадки древних артефактов

Загадки древних артефактов

Котёл многоликий.

Котёл в культуре народов Севера Сибири - это не просто ёмкость для приготовления пищи. Он играет роль и жертвенного дара, и оберега, и вместилища богов и душ людей. В котле сосредоточена энергия жизни, с ним связаны ритуалы рождения и перерождения, а также культ Матери-Земли. Многогранность котла проявляется не только в религиозных практиках, но и в погребальных обрядах народов ханты и манси, а также ненцев.

Археологические находки на территории поселений Западной Сибири XIII–XVII веков свидетельствуют о том, что коренные жители использовали котлы не только для приготовления пищи, но и как ценное сырьё для местного бронзолитейного производства. Даже вышедшие из употребления котлы находили новое применение: их переплавляли и использовали для создания новых изделий.

Медная обрезь и обломки котлов были одними из самых распространённых находок на средневековых поселениях и городищах. Например, на городище Эмдер было обнаружено более 150 фрагментов котлов. При раскопках городка Монкысь Урий были найдены наконечники ножен, держатели фитиля, ритуальные наконечники стрел и другие артефакты, сделанные из старых медных котлов. Также было обнаружено блюдо, изготовленное из днища котла, и три корытца из медного листа подобно берестяным «куженькам».

Археологи утверждают, что существовала традиция использования старых медных котлов не только как сырья для бронзолитейного производства, но и как эквивалента в меновых операциях и ритуальных практиках. Среди артефактов можно встретить такую категорию находок, как намеренно нарубленные фрагменты медных котлов. Их размеры стандартны и не превышают 10×10 см. Возможно, это нашло отражение в лексике обских угров: у восточных хантов, например, слово «вах» используется в значении «металл» и «деньги».

Ещё одна интересная категория западносибирских находок - бронзовые отливки миниатюр котлов, обнаруженные в Верхнем Приобье и Прииртышье. Их назначение и семантика трактуются как амулеты-обереги и модели-заменители реальных бронзовых котлов как знака власти, родовитости и высокого социального статуса.

Когда мы сталкиваемся с вариантами использования котла, кроме прямого назначения, например, заваривания чая или приготовления пищи, нам не приходит в голову ничего другого. Но жители средневековой Югры смотрели на мир иначе. Для них сверхъестественное присутствие духов и существ было привычным делом. Важно было задобрить, угодить бестелесному окружению, при скудности средств, с помощью которых можно было влиять на духовную составляющую.  Приходилось постоянно импровизировать.

Чтобы привлечь внимание «Небесного всадника» Мир-сусне-хума, требовалось как минимум четыре серебряные тарелочки с изображением солнца или всадника. Их выставляли на землю, чтобы конь Небесного всадника не касался грешной, грязной земли. Поскольку серебряные изделия не производились ни в Сибири, ни на Урале, их можно было заменить бронзовыми котлами в том же количестве.

В угорско-самодийской традиции котёл, который обычно используется для хранения и приготовления пищи, включая ритуальную, оказывается невероятно многоликим. Он упоминается в сохранившихся топонимических названиях и легендах ненцев, народов ханты и манси.

Котёл не только служит мерой объёма, но и становится мерой времени. Ему приписываются черты живого организма, в нём заключена энергия огня и энергия камня-железа.

Способность котла менять своё положение и состояние — пустой/наполненный, некипящий/кипящий, неперевернутый/перевернутый - проявляется в многообразной двойственности. Он становится фигурантом в комбинациях - противопоставлениях мир - вражда, своё - чужое, родство - свойство, рождение - смерть, богатство - бедность, счастье - беда.

Котёл символизирует единение рода (семьи) и источник силы рождения-оживления, он становится атрибутом шаманских камланий и границей-посредником между мирами.

Высокий мифоритуальный статус котла подчёркивается его небесным происхождением.

Гадание: Котел и поварешка в народных традициях
В культуре хантов и ненцев котел и поварешка играли важную роль в гаданиях о судьбе. В устье реки Ню-ролька находилось жертвенное место Cəвəркы-лат, куда девушки приносили дары, надеясь на скорое замужество. Там же проводился обряд выбора жениха: в котел с кипящей водой бросали жабу или лягушку, а когда она сваривалась и опускалась на дно, к костру присаживались юноша и девушка и пытались достать ее ложками. Если их ложки встречались, это считалось предвестником счастливого брака.

Брак и котел у селькупов
У селькупов котел также играл важную роль в процессе заключения браков. В медный котел с обмотанной тканью дужкой жених помещал дары - пушнину, ткань, одежду и бусы - для семьи невесты. Сват, взяв в одну руку посох, а в другую котел с подарками, отправлялся в чум невесты. Он молча ставил котел у ног отца избранницы, а невеста набрасывала на голову платок, после чего сват уходил. Если приданое не устраивало отца, младший брат невесты возвращал котел с дарами в чум сватов. Жених добавлял к дарам что-нибудь ценное, и «таскание котла» могло продолжаться несколько дней. Если отец невесты соглашался на брак, он оставлял котел в своем чуме.

Обращение с котлом
Существовало множество правил, касающихся обращения с котлом в повседневной жизни и его наследования. Например, считалось, что, если «невестка поест прямо из котла, начнется дождь или пурга». Появление трещины в котле воспринималось как предвестник распада семьи. В присутствии котла запрещалось произносить слова-проклятия.

В сказке северных хантов «О стариковой дочери» медный котел, полученный в дар от отца, спасает героиню от гибели, выступая своеобразным «рогом изобилия». Он возвращается со святилища наполненным до краев жирной пищей; обернувшись женскими нартами, привозит девушке новые меховые одежды и утварь; а превратившись в мужские нарты, доставляет к ней богатого жениха-оленевода. Подобный сказочный сюжет, когда котел награждает трудолюбивую девушку выгодным замужеством, а ленивую обрекает на голодную смерть, встречается и у ненцев.

Котел как хранитель дома
Котел выполнял и функцию охранника дома и его обитателей. У лесных ненцев и восточных хантов «котел - домашний дух, которому на дне непременно оставляли немного пищи». Аганские ханты, покидая жилище на долгое время, всегда ставили котел напротив входа, и только в доме, где находились русские иконы, «котел на часы можно было не ставить». Сажей котла мазали лицо «беззубого ребенка», чтобы защитить его от злых духов, когда его оставляли в жилище без присмотра взрослых.

Если котел «прохудился», его следовало отнести на кладбище и «оставить на могиле одного из покойных родственников, а у них взять целый (не продырявленный), тот, что лежит у могилы, поминальный».

В «Музее реки Обь» на экспозиции «Югорское наследие» представлен медный котел с дугообразной ручкой, изготовленный в первой половине XX в., и ранее бытовавший в семье народа ханты -  Каюковых Лазаря Николаевича и Варвары Васильевны.

Использованная литература:
1.    Кардаш О.В., Визгалов Г.П. Городок Монкысь урий: К истории населения Большого Югана в XVI–XVII веках (по результатам комплексного археологического исследования): В 2 т. Екатеринбург: Издательская группа Караван, 2015 Т. I: Археологические исследования.
2.    Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: Изд. «Тезис», 2000 г., 344 с.: ил.
3.    Перевалова Е.В., Данилова Е.Н. Котел в культуре обских угров и самодийцев: Археологический артефакт и «живая» традиция // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2019. № 4 (47).
Научный сотрудник, хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.

X
10.04.2025
Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск Космическое путешествие

Космическое путешествие

14 апреля в Музее геологии, нефти и газа стартует новый захватывающий квест, посвященный Дню космонавтики, «Космическое путешествие».
Увлекательное приключение, полное загадок и интересных фактов о космосе.
Квест предлагает разнообразные активности, включая:
- встречи с инопланетными гостями;
- решение тайных посланий;
- интригующие загадки и кроссворды;
- космические лабиринты и множество других увлекательных заданий.
Это мероприятие станет отличной возможностью для семейного отдыха и развития командного духа. Участники смогут не только проверить свои навыки, но и узнать много нового о космосе и его тайнах.
Для получения дополнительной информации и бронирования мест звоните по телефону +7 3467 33-29-06.

X
10.04.2025
Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск Музейное собрание продолжает пополняться

Музейное собрание продолжает пополняться

Пятое заседание экспертной фондово-закупочной комиссии открыло второй квартал текущего года. Членами комиссии проведена экспертиза историко-культурной ценности 58 предметов. По итогам заседания 11 единиц хранения принято в основной фонд, 45 единиц хранения в научно-вспомогательный фонд и 2 единицы хранения в сырьевой фонд музея.

С начала 2025 г. на заседаниях комиссии дана оценка 156 предметам музейного значения. Пополнились коллекции: «Геологическая коллекция», «Вещевая коллекция», «Фалеристика», «История техники», «Документы».

Более подробную информацию о предметах фондового собрания музея можно узнать на сайте Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации и на официальном сайте учреждения.

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?museumIds=2547

https://muzgeo.ru/museum%20fund/museum%20fund.php

 

X
10.04.2025
Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск «Звездам навстречу»

«Звездам навстречу»

В научной библиотеке Музея геологии, нефти и газа открылась новая выставка «Звездам навстречу», посвященная Дню космонавтики и двум значимым датам в истории освоения космоса: 90-летию со дня рождения выдающегося космонавта Германа Титова и 75-летию легендарного космодрома Байконур.

Выставка «Звездам навстречу» предлагает уникальную возможность погрузиться в увлекательный мир космоса. Посетители смогут увидеть экспонаты из музейного фонда и фонда научной библиотеки, которые расскажут о первых космонавтах, космических кораблях и значении космодрома Байконур в истории человечества.

Одним из центральных разделов выставки станет «Космонавт № 2», посвященный Герману Титову - самому молодому космонавту в истории, который совершил свой первый полет в 25 лет. Это был первый в истории суточный полет на корабле «Восток-2». Титов управлял кораблем вручную, ел и спал в невесомости, фотографировал Землю из космоса.

Раздел «Байконур – Вселенная» расскажет об истории создания и функционирования первого и крупнейшего в мире космодрома. Байконур стал стартовой площадкой для более 1500 запусков ракет и вывода на орбиту почти 2000 космических аппаратов, включая первый в мире туристический космический полёт.

Тематический раздел «Космос на службе народного хозяйства» продемонстрирует, как исследования космоса с помощью искусственных спутников способствуют развитию различных отраслей, включая геологию и картографию.

Специальный сервис Space Telescope Live позволит посетителям заглянуть в глубины Вселенной и увидеть изображения, полученные с телескопа «Хаббл».

А благодаря очкам VR посетители смогут вместе с настоящими космонавтами потренироваться в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, прогуляться по космодрому и попробовать управлять ракетой.

X
4.04.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Николай Борисович Мелик-Карамов. К 95-летию со дня рождения.

Николай Борисович Мелик-Карамов. К 95-летию со дня рождения.

(05.04.1930 – 07.04.1975)

Родился 5 апреля 1930 года в городе Грозный Чечено-Ингушской АССР в семье потомственного азербайджанского нефтяника.

Николай Борисович начал свою трудовую деятельность в 1947 году буровым рабочим в Новогрозненской конторе бурения треста «Гроззнефть» в городе Гудермес. В 1948 году работал верховым рабочим конторы бурения треста «Старогрознефть» в городе Грозный. Затем, с 1948 по 1952 год - помощником бурильщика. С 1952 по 1962 гг. - буровым мастером Уватской буровой партии, Тобольской нефтеразведочной экспедиции, Нарыкарской партии глубокого бурения. С 1962 по 1975 гг. - буровым мастером Усть-Балыкской нефтеразведочной экспедиции (УБНРЭ).

Николай Борисович Мелик-Карамов являлся отличным специалистом, в совершенстве владевшим техникой и технологией бурения нефтяных и газовых скважин. Его бригада всегда работала с опережением производственных заданий, была одной из лидеров среди буровых бригад Главтюменьгеологии, школой передового опыта для работников геологической отрасли.

По итогам Всесоюзного соревнования за I и II кварталы 1964 года УБНРЭ была присуждена первая денежная премия и переходящее Красное Знамя Главгеологии РСФСР и ЦК профсоюза рабочих геолого-разведочных работ, а по итогам работы за III квартал – первая денежная премия и переходящее Красное Знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. В этом же году бригаде Н.Б.Мелик-Карамова присваивается звание «Коллектив коммунистического труда». В то время это имело большое значение. Присвоение звания и награждение Красным Знаменем означало высокую оценку труда большого коллектива и его руководителя.

Николай Борисович – один из первооткрывателей Мамонтовского, Усть-Балыкского, Южно-Балыкского месторождений, активный участник разведки Варьеганского, Вынгапурского, Ай-Пимского, Лянторского, Очимкинского, Покачевского, Средне-Балыкского, Средне-Талинского, Федоровского, Южно-Балыкского месторождений нефти и газа.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04 июля 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые при выполнении заданий семилетнего плана по развитию геологоразведочных работ, открытию и разведке полезных ископаемых, Н.Б. Мелик-Карамову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Награжден орденами Ленина (1966), Трудового Красного Знамени (1963,1974) и несколькими медалями. Неоднократно избирался членом Ханты-Манскийского окружкома партии, Сургутского городского Совета народных депутатов.
В 1980-е годы существовала премия советских профсоюзов имени Н.Б. Мелик-Карамова. На доме № 146 по улице Республики в Тюмени, где в 1965 -1975 гг. жил Николай Борисович, установлена мемориальная доска. В его честь названа самая длинная улица в городе Сургуте и одно из нефтяных месторождений Среднего Приобья - Карамовское.

Всего 45 лет прожил этот человек, но за такую короткую жизнь он многого добился в жизни своим самоотверженным трудом и высоким профессионализмом.


Научный сотрудник - Е.А.Безукладникова


Источники и использованная литература:
1.    Фонды Музейного комплекса;
2.    Нефтеюганск: Усть-Балыкская нефтеразведочная экспедиции (1958-1972 гг.) в документах и воспоминаниях //Автор-составитель Н.К. Эскина. – г.Нефтеюганск, 2004 г.;
3.    Журнал «National Business». Электронная точка доступа - https://nb-ugra.ru/2019/04/12/56361/ ;
4.    Именные месторождения нефти и газа Тюменской области: монография// под общ. ред. А. А. Арсеньева, Н. Н. Закирова. – Тюмень: ТИУ, 2021. – 392 с.

X
2.04.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Международный день птиц

Международный день птиц

Птичий гомон по утрам уже слышен со всех сторон, хотя в апреле в нашем регионе весна еще не полновластная хозяйка, а, скорее, робкий гость, ведь настоящее весеннее тепло придет значительно позже. Но многочисленные пернатые уже чувствуют приближение весны и поэтому ликуют.
1 апреля в календаре отмечен как Международный день птиц. К этому времени уже возвращаются к местам гнездований многие виды птиц, а учёные начинают подводить итоги мониторинга зимующих пернатых.
Впервые Международный день птиц отметили еще в 1894 году в США. Тогда это был просто детский праздник, который провел для своих учеников педагог из небольшого городка Ойл-Сити Чарльз Бэбкок. А с 1906 года праздник уже стали отмечать ежегодно в большинстве стран мира.
В России есть традиция, которая зародилась в 1996 году - избирать птицу года. Этот вид объявляется символом природоохранной работы в предстоящий год. Выбранному виду уделяется особое внимание со стороны ученых, по нему проводятся специальные исследования. В 2025 году такой птицей стал грач! Численность этих птиц сокращается по всей России, что вызывает обеспокоенность орнитологов. Причину этого явления они видят в хозяйственной деятельности человека и массовой вырубке деревьев, пригодных к гнездованию.
Нам всем необходимо помнить, что птицы – важные участники всех привычных нам экосистем. Исчезновение даже одного вида может привести к настоящей природной катастрофе.
Для иллюстрации статьи использованы фотографии птиц, размещенных в экспозиции «Природа реки Обь»: глухарь обыкновенный, дрозд певчий, чирок-свистунок.

Смагина Ю.Г., заведующий «Музей реки Обь»


X
28.03.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды… рубрика «Нефтеюганский музей. Экспонаты онлайн».

Говорят музейные фонды… рубрика «Нефтеюганский музей. Экспонаты онлайн».

Распутанная история.

Чтобы помнил не часочек, не годок —

Подарю тебе, дружочек, гребешок…

Марина Цветаева

   Учёные считают, что самыми древними расческами людям служили рыбьи скелеты. Древние расчёски, найденные на территории Египта, Рима и Греции, изготавливали уже в основном из дерева и кости. Форма и размер в каждом регионе были свои, не менялся только внешний вид этого изделия – общее основание с рядом зубцов.

Найденные в Европе первые гребни относятся к каменному веку. Их делали из распаренного коровьего рога с вырезанными вручную зубьями. Конечно, особым изяществом они не отличались, но со своей задачей справлялись на отлично.

Для женщин Древней Греции расчески были «три в одном» - ими расчёсывались, ими украшали причёску и в них же хранили духи или яд.

Самой древней из найденных считается расчёска, обнаруженная в Великобритании. Она относится к эпохе неолита времён царствования древних кельтов. Самая дорогая расчёска найдена в России, в скифском захоронении. Общая длина этого изделия, хранящегося сейчас в Эрмитаже, 12 сантиметров и сделана она полностью из золота.

В Средневековье верили, что частое расчёсывание приводит к головным болям. Это вкупе с редким мытьём способствовало появлению вшей в головах не только бедняков, но и богатых людей. Поэтому были придуманы так называемые «вшигонялки» - маленькие расчёски с длинной ручкой, которой можно было почесать кожу головы не испортив причёску.

В XVII веке образовалась специальная гильдия мастеров по гребням. Для овладения мастерством требовалось порядка десяти лет, но даже умелый мастер за день делал не более 10-15 штук. Постепенно расчёски разделились по функциям – для создания пробора, для поддержания объёма, расчёски для бритья… Делались они в основном из дерева, кораллов, иголок ежей, свиной щетины, слоновой кости, рогов животных, самые дорогие – из черепаховых панцирей. Только в 1869 году братья Хайатт изобрели целлулоид, что значительно снизило цену на этот столь необходимый атрибут нашей повседневной жизни. Пластик легко обрабатывался и имитировал любой материал, но в то же время он легко воспламенялся и даже взрывался при нагревании, что нередко приводило к несчастным случаям. Постепенно от расчёсок из целлулоида отказались, ведь век наступившей промышленной революции создал огромное количество других более безопасных пластиков.

У нас в России издревле больше пользовались гребнями. Делали их из различных пород дерева, с вырезанными замысловатыми узорами, защищавшими владельца от злых духов. И гребни, и расчёски были непременной частью приданого невесты.

У славян гребни считались магическими предметами, их часто упоминают в сказках, ворожеи использовали в своём колдовстве, а лекари в лечении. Для лечения пряди протаскивали через ветви деревьев или сжигали с заклинаниями, а дымом окуривали больного. В обрядах от испуга, лихорадки или грыжи срезанные волосы вколачивали в дверь или осиновый пень. Вообще, в славянской культуре волосам придаётся очень важное значение, ведь «в них хранится вся жизненная сила и даже душа человека», как писал в своих трудах известный этнограф Владимир Иванович Даль. Суеверные люди до сих пор придерживаются этих древних правил и предписаний - как и когда стричься, бриться и расчёсываться, как правильно утилизировать срезанные волосы. Если верить Далю, то нельзя мыть и расчёсывать волосы в пятницу, иначе они выпадут, нельзя пользоваться расчёской по некоторым православным праздникам, например в Благовещение – «В этот день птица гнездо не вьёт, девица косы не плетёт». По правилам нельзя волосы с расчёски выбрасывать, «иначе их мыши в норку утащат или птицы в гнездо, а у хозяина волос голова болеть будет». Стричься же нужно на новолуние, это к быстрому росту волос, а при убывающей луне – наоборот. На суженого тоже можно гадать по расчёске, каким он будет – чёрненьким или беленьким?

Со временем всё меняется. Расчёска, начавшая свой долгий путь как простой, обыденный предмет, стала сложным по конструкции и материалам инструментом, способным удовлетворить самые разные потребности. Наряду с природными материалами, такими как дерево, кость, камень, бамбук, металл, эбонит, химическими - силикон, карбон, различные пластики, появились даже электрические расчёски.

Известен случай, когда обычная расчёска спасла жизнь своему владельцу. История эта произошла в годы Великой Отечественной войны. Гвардии капитану Александру Николаевичу Санакоеву его сослуживец, солдат по имени Володя, подарил расчёску, сделанную из алюминиевого солдатского котелка. 20 июля 1944 года миномётный расчёт капитана Санакоева отразил контратаку противника, рассеяв до двух взводов вражеских автоматчиков, уничтожив 10 немецких солдат и офицеров. В ходе боя немцы на время захватили позиции бойцов Санакоева, когда все миномётчики лежали убитые или раненные. Тяжёлую рану в ногу получил и командир Санакоев. Немецкие солдаты стали производить «контрольные» выстрелы в каждого лежащего воина. Выстрелили в грудь и Александру Санакоеву. На его счастье, в левом нагрудном кармане лежали его партбилет, военный билет и подаренная расчёска. Пуля, скользнув по алюминию, изменила свою траекторию и вместо сердца пробила левую руку. Вскоре немцы были отброшены назад нашими войсками, а раненный капитан был отправлен в госпиталь. За этот бой Александр Санакоев был награждён орденом Красной Звезды, но, конечно, самой большой наградой для него стала спасённая расчёской жизнь. После войны Александр Николаевич работал на родине в Осетии, в органах образования, а эта расчёска со следом от пули до сих пор хранится в его семье, прививая внукам и правнукам уважение к памяти их доблестного предка.

В фондах нашего музея хранятся расчёски, которые принадлежали знаменитым людям, выполнены они из различных материалов. Их Вы можете видеть на различных выставках структурных подразделений Музейного комплекса.

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности

Ключникова И.Ю.

Методист Серебренникова З.Ф.

   Использованная литература:

1.Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».

2.Официальный сайт администрации президента республики Южная Осетия, статья «Реальная история о том, как расчёска спасла жизнь офицеру», автор Мурат Джиоев. Точка доступа https://south-ossetia.info/realnaya-istoriya-o-tom-kak-rascheska-spasla-zhizn-oficeru/

3.Сайт КУЛЬТУРА.РФ, статья «Простоволосую девку называют русалкою», автор Маргарита Ковынева. Точка доступа https://www.culture.ru/materials/258375/prostovolosuyu-devku-nazyvayut-rusalkoyu?utm_source=KRF_email&utm_medium=email&utm_campaign=14_02_25

4.Владимир Кузнецов, статья «История расчёски: от каменного гребня до высоких технологий». Точка доступа https://www.mvideo.ru/blog/pomogaem-razobratsya/istoriya-rascheski-ot-kamennogo-grebnya-do-vysokih-tehnologij

5. Сайт КУЛЬТУРОЛОГИЯ.РФ. Блог Юрия Хворостова. Статья «Как расчёска изменила историю человечества: от славянского гребня оберега до инструмента стилистов». Точка доступа https://kulturologia.ru/blogs/071221/51864/

 

 

 

 

 

 

 

 






 

 

 

X
27.03.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ АРТЕФАКТОВ

ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ АРТЕФАКТОВ

Хантыйская загадка: Внутри гнилого дерева рыжая лиса бежит. (Чувал)

   Древняя Югра ни когда не была благоприятным регионом для проживания. Суровый климат, отсутствие полезных ископаемых, многочисленные болота и водоёмы с тучами гнуса в течение короткого северного лета. Все это сказывалось не в пользу постоянного проживания. Но данное обстоятельство позволяло не заботиться об экономии жизненного пространства, в полной мере наслаждаться свободой, остатки которой всё ещё присутствуют. Для народа ханты домом является вся тайга. Где бы он ни был — он у себя, в своей среде. Прирожденные охотники, они останавливались на ночлег там, где их заставала ночь, вне зависимости от времени года. Отсюда: дом — это всего лишь более благоустроенное место для сна.

Для обогрева и освещений жилой постройки ханты издревле использовали глиняный очаг – чувал. Обычно он располагался справа от входа. Многие путешественники отмечали преимущество такого камина-чувала в суровых условиях Севера – небольшой охапки дров хватало, чтобы нагреть выстывший дом. Можно было быстро отогреться, сварить чай и приготовить уху. В доме с чувалом не было сыро и дымно – широкая труба создавала хорошую тягу.

Особенности конструкции:

  • Обычно располагался справа от входа; 
  • Основу составлял каркас из жердей, который обмазывали глиной с добавленными к ней травой, оленьей шерстью или навозом;
  • Сужаясь кверху, чувал переходил в трубу, которая выводилась на крышу; 

Женщина-ханты при наличии заранее подготовленных материалов и глины могла соорудить чувал за 8 часов работы.

Разводя огонь, дрова ставили наклонно к задней стенке чувала. Котел над пламенем подвешивали с помощью деревянной перекладины. Крюк для котла мог быть деревянным или металлическим. Когда пищу не готовили, крюк висел на стене рядом с чувалом.

Огонь почитали все народы мира. Повсеместно огонь являлся предметом культа. По поверьям ханты и манси, дух дома живет в очаге. Огонь освещает, согревает жилище, отпугивая от него злых духов, предупреждает своим треском хозяев об опасности. Поэтому огонь представляли в виде женщины-хозяйки, от которой зависело благополучие и здоровье его обитателей. Ханты и манси персонифицировали огонь в образе Най-анки (Огня-матери) - женщины в красном халате.

У обских ханты божество Огня относится к категории всеобщих духов. «Жилищем» Огня считается место справа от входа в дом. Это может быть чувал или железная печка – буржуйка. С огнем обращались почтительно и заботливо. Не допускалось класть в огонь мусор, грязные дрова, плевать, трогать железными предметами. В этом случае можно поранить душу огня, которая обитает в голубой кромке языков пламени. Периодически огонь угощали - бросали кусочки пищи, лили жир, вино, дарили красные ткани и платки.

Именно у чувала коренные народы Югры — ханты и манси — вели дружеские беседы, обменивались мнениями, проводили обряды и делились традициями. В наши дни чувалы всё чаще украшают экспозиции краеведческих музеев, а в жизни заменяются самодельными буржуйками и солидным арсеналом покупных печей. Теперь на фоне новодельных чувалов проводятся экскурсии о культуре древнего народа.

Использованная литература:

1.     Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: Изд. «Тезис», 2000 г., 344 с.: ил.

2.     Мартынов С.В. История Салымского края. Учебное пособие по историческому краеведению. – Тобольск – Екатернибург: Изд. «Баско», 2004 г., 272 с.: ил.

3.     https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww.ethnomuseum.ru%2Freligiya-narodov-sibiri-i-vostoka&utf=1

Научный сотрудник, хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.

 

 

X
26.03.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Из рубрики «Живопись во все времена»

Из рубрики «Живопись во все времена»

Биография и творчество художника декоративно-прикладного искусства Федорова Юрия Владимировича

Родился 8 апреля 1970 года в городе Бельцы Молдавской ССР. В 1988 году окончил среднее профессионально-техническое училище №37 г. Нефтеюганска. С 1988 по 1990 гг. проходил службу в воздушно-десантных войсках Вооруженных Сил СССР. Обучался в Палехском училище имени М. Горького в 1991-1996 гг.  По окончании обучения руководил производственным отделом мастерской «Палехский Иконостас». С 1998 года окончил обучение в Палехском филиале Ивановского областного художественного училища.

Особое внимание заслуживает созданная им пластина «Боян», хранящаяся в фондах Музейного комплекса города Нефтеюганска. Это произведение искусства привлекает внимание своей выразительностью. Композиция представляет собой набор небольших, но целостных сцен, расположенных по всему изображению. Чёрный фон в палехской миниатюре символизирует тьму, из которой в процессе работы написания картины рождаются жизнь и цвет. К тому же, чёрный фон обладает своим внутренним объёмом, что придаёт готовым рисункам глубину в композиции. Сюжеты для миниатюр художник взял из повседневного быта, русских народных сказаний, песен и былин, из сказок А.С. Пушкина.  Художественный стиль отличается детальной проработкой и богатыми оттенками, работа выполнена в технике лаковой миниатюрной живописи. Общее настроение картины торжественное, отражающее дух народных сказаний.

Мастером использованы тонкие линии, создающие гармонию между фигурами и окружающим пространством. Каждый элемент картины словно живет своей историей, что усиливает её символическое значение. В изображении прослеживается сочетание традиционного палехского стиля с элементами личной интерпретации автора, что придает произведению уникальность. Прекрасно проработанные детали, такие как утонченные одежды персонажей и плавные линии, создают ощущение легкости и воздушности. Всё это, в совокупности с насыщенной палитрой, усиливает эмоциональное воздействие на зрителя, погружая его в мир, где оживают герои русских сказок и преданий.

Научный сотрудник Жуковская Г.Г.

 


X
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.