Новости

Музей
19.02.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск «Живопись во все времена»

«Живопись во все времена»

Весёлкин
Алексей Геннадьевич

Алексей Геннадьевич родился 28 марта 1959 года в городе Зарайск, Московской области. Окончил Тюменское училище искусств в 1978 году. В 1990 году закончил обучение на  отделении монументально-декоративной росписи Ленинградского Художественно-промышленного Училища им. В.И. Мухиной. С 1993 года член Союза художников России, член Творческого (международного) Союза художников, член-корреспондент Российской Академии народного искусства, председатель Суздальской Региональной общественной организации Союза художников народного искусства, член Российского Союза писателей. Награждён дипломом «За верность профессии» II Международной биеннале искусства эмали в Санкт-Петербурге. В 2012 году награжден дипломом Российской Академии художеств, дипломом лауреата 1 степени III Международного биеннале современного искусства в городе Ханты-Мансийске. В 2015 году награжден дипломами за первые места в Международных конкурсах живописи и декоративно-прикладного искусства «Владимирская неделя искусств», медалью творческого Союза художников. Участник более сорока Всесоюзных, Всероссийских, Международных и Региональных выставок.

Работы автора находятся во Владимиро-Суздальском историко-архитектурном музее-заповеднике, в государственных картинных галереях Калуги, Липецка, Ханты-Мансийска, Сургута, Елабуги, в Музее прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, в Берлинской художественной академии Вайсензее и многих других государственных и частных музеях России и за рубежом.

Особое внимание заслуживает созданное им панно «Мир Духов-паутина», хранящееся в фондах Музейного комплекса города Нефтеюганска. Это произведение искусства привлекает внимание не только своей выразительной абстракцией, но и глубоким символическим значением. Сложные формы словно переплетаются друг с другом, создавая ощущение единства и движения. Работа художника вдохновляет на размышления о связи между различными мирами и миром духов, что делает панно не только визуальным, но и философским опытом для зрителей. Панно из разноцветных нитей, созданных из медной проволоки, переплетающихся и образующих узоры, символизируют сложные связи между всеми живыми существами на нашей планете. Алексей Геннадьевич создал эффект многослойности, который позволяет зрителю погрузиться в мир искусства, и это многообразие становится связующим звеном между прошлым и настоящим, напоминая о важности сохранения культурной идентичности в быстро меняющемся мире.

Статью подготовила:

научный сотрудник
Жуковская
Галина Геннадьевна

X
18.02.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск День молодого избирателя - 2025

День молодого избирателя - 2025

С целью повышения правовой, электоральной культуры молодежи, для повышения уровня информированности молодых избирателей о выборах, в Культурно-выставочном центре «Усть-Балык» прошла лекция «Право избирать и быть избранным».

Сотрудники музея рассказали о значимости участия подрастающего поколения России в политической жизни страны, о необходимости уже с молодого возраста ответственно относиться к выборам. После просмотра познавательных роликов, рекомендованных ЦИК РФ, ребята отвечали на вопросы несложной викторины, закрепляя полученный материал.

В заключении молодым посетителям лекции раздали тематические буклеты, любезно предоставленные нефтеюганской территориальной избирательной комиссией.

Для справки:
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.01.2025 № 467 «О проведении Дня молодого избирателя в ХМАО – Югре в 2025 году» мероприятия для молодых и будущих избирателей проходят на территории Югры в период с 1 февраля по 30 апреля.

#УстьБалык #Музей86 #ДеньМолодогоИзбирателя

X
18.02.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Живая память на Усть-Балыке

Живая память на Усть-Балыке

15 февраля Россия отмечает государственный памятный день – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Эта дата приурочена к завершению вывода советских войск из Афганистана в 1989 году.

В культурно-выставочном центре «Усть-Балык» состоялась встреча поколений «Живая память», на которой со студентами Индустриального института Нефтеюганска (филиал ЮГУ) общались ветераны боевых действий в Афганистане –Александр Муравский и Алексей Затонский.

О предпосылках возникновения конфликта и краткий экскурс в историю боевых действий Афганистана провела научный сотрудник Елена Белая. Погружением в атмосферу событий сорокалетней давности стал просмотр документального фильма «Последний герой. Афганистан».

Ветераны поделились личными воспоминаниями и эмоциями, пережитыми во время войны в Афганистане. «Мы, солдаты срочной службы, выполняли приказ Родины, по-другому и быть не могло…», – заключает Александр Степанович, говоря о том, как тяжело было совсем юным 18-20-летним парням воевать с опытными боевиками. Сколько судеб исковеркала эта война и сколько матерей не дождались своих сыновей домой.

Алексей Васильевич рассказал о том, как с детства мечтал стать военным, как волею судьбы оказался на южных границах тогдашней Родины – СССР, и попал в пекло. Афганская война отбила желание юному выжившему дембелю продолжать военное дело, но навсегда оставила в сердце свой след.

В заключении для участников встречи была проведена виртуальная экскурсия по мемориалам и памятникам, посвященным воинам-интернационалистам. Установленные в разных уголках России, они в разных ипостасях и каждый по-своему отображают застывшую в камне общую на всю страну память о героической и трагической афганской войне.


Куратор студенческой группы Муминат Фажидиновна Гамидуллаева отметила, что живой диалог с ветеранами войны получился информативным и душевным, поблагодарила ветеранов и сотрудников музея за такое важное мероприятие для сохранения исторической памяти у молодого поколения.

Три домика на берегу ждут своих гостей!


#УстьБалык #Музей86 #афганскаявойна #Афган

X
14.02.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Нефтеюганский музей. Экспонаты онлайн

Нефтеюганский музей. Экспонаты онлайн

Просто о простом…

Вот она перед вами,
Коробка с карандашами.
В нее совершенно свободно
Вмещается что угодно…
Григорий Гладков

Древние римляне применяли оловянное стило для письма на восковых табличках, черчения на пергаменте и папирусе. Жители Древнего Египта использовали заострённые трубочки из олова, заполненные чернилами.
В Европе эпохи Возрождения художники в работе использовали тонкую серебряную проволоку, припаянную к ручке. Это устройство под названием «серебряный карандаш» использовали такие мастера, как Дюрер, Ван Эйк и Боттичелли.

В середине XIV века появился «итальянский карандаш», грифель которого состоял из порошка жжёной кости, смешанного с клеем. Грифель очень сильно пачкал руки, поэтому придумали специальную «рубашку» - два тонких деревянных брусочка, между которыми этот графит и вставляли, оборачивая поверху бумагой или бечёвкой. Стоили эти прототипы современного карандаша очень дорого, ведь изготавливали их вручную, и на один экземпляр уходило около пяти дней.

В 1683 году, в Германии, жители Нюрнберга смешали графитный порошок с серой и клеем, получив карандаш по более низкой цене, правда в ущерб качеству. Поэтому этот «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией.

Карандаши со стержнем из графита известны с XVI века, когда английские пастухи после сильнейшего урагана, прошедшего по местности Камберленд, под корнями вывороченных деревьев нашли тёмный минерал, которым очень удобно было помечать бока своих овец. Так был найден графит, который впоследствии стал основным материалом для производства карандашей. Для Великобритании графит стал стратегическим ресурсом, даже был принят закон, по которому за кражу или перепродажу на чёрном рынке карандаша или графита полагалась тюрьма. Дело было в том, что графит начали использовать при изготовлении улучшенных пушечных ядер и англичане не хотели, чтобы их вечные противники французы имели такое же вооружение.

Несмотря на все усилия англичан, графит попадал-таки в Европу, и французский учёный Николя Жак Контэ разработал собственную рецептуру наполнения карандаша, смешав очень дорогой графит с глиной. Помимо удешевления производства, варьируя соотношение графита и глины, нечаянно получилось делать грифели разной твёрдости, чем мы пользуемся до сих пор.

В 1840 году немец Лотар фон Фадеркастер начал делать шестигранные карандаши, так как обычные круглые постоянно скатывались с наклонных столов писцов того времени. Он же и задал стандарты карандаша - его длину и диаметр.

В 1858 году американец Хайме Липман взял патент на конструкцию простого карандаша с ластиком на конце, а в 1869 году Американец Алонсо Кросс изобрёл механический карандаш с выдвижным грифелем, прообраз современного цангового.

В Древней Руси тоже начинали со стилусов, ими писали на табличках из воска или берестяных грамотах, и назывались они «писАло».

На Руси деревянные карандаши появились в XVIII веке, их привёз Пётр I. Собственное производство в Архангельской губернии довольно быстро наладил Михаил Ломоносов, благо Россия богата лесами и есть свои залежи графита. А слово «карандаш» образовалось от тюркских «кара» и «даш», что переводится как «чёрный камень».

В Российской империи конкуренции в производстве карандашей практически не было – на всю огромную страну было всего три фабрики – в Гродно, Москве и Риге. При этом все они были примерно одного размера и производительности.

Лучшие карандаши получаются из кипариса и кедра, но это очень дорого, поэтому советские карандашные фабрики использовали ольху, тополь, липу, а для поверхностного окрашивания применяли те же краски, что и для детских игрушек, ведь все мы - и взрослые, и дети, - очень любим помусолить карандаш во рту и погрызть его кончик. Фабрика имени Красина была первой, кто заменил устаревшую многовековую технологию смеси графита и глины на современные феноло-альдегидные полимеры.

Советские космонавты пользовались в космосе нашими обычными, но такими безотказными карандашами, в то время как в космическом ведомстве США (НАСА) более года разрабатывалась авторучка для письма в космосе, на что было потрачено более 3,5 миллионов долларов.

Современный карандаш – очень непростое приспособление, от начала его создания и до готовой продукции он проходит 83 технологические операции, с использованием 107 видов сырья и материалов, а по времени это занимает 11 дней.

Недавно было подсчитано, что обычным современным деревянным карандашом можно прочертить непрерывную линию длиной 56 километров (карандашом выпуска 1994 года – только 51 километр), написать 45 000 слов и заточить его можно целых 17 раз. Ежегодно во всём мире производится более 14 миллиардов карандашей – из этого количества можно выложить цепочку, которая обогнёт Землю 62 раза.

В Культурно-выставочном Центре «Усть-Балык», на экспозиции «Город, рождённый нефтью», в одной из витрин лежат простые карандаши, принадлежавшие геологу Теплякову Евграфию Артемьевичу, работнику Сургутской нефтеразведочной экспедиции. Он очень любил работать именно простыми карандашами, исписывая их почти до конца. С каждым из карандашей, лежащих на витрине, связано открытие какого-либо месторождения нефти в Тюменской области, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе.

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Ключникова И.Ю.
Методист Серебренникова З.Ф.

Использованная литература:
1.Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2.Статья «Непростая история непростого карандаша», точка доступа https://dzen.ru/a/YkQxbZzjhRXDazEK
3.Сайт Techlnsider, статья «Не такой простой, как кажется», точка доступа https://www.techinsider.ru/popmem/1629885-ne-takoi-prostoi-kak-kajetsya-vy-predstavit-sebe-ne-mogli-kak-grifel-popadaet-v-karandash/

X
12.02.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Жилой комплекс в музейной экспозиции.

Жилой комплекс в музейной экспозиции.

«Жилище народа ханты» - это неординарный музейный объект, представленный на экспозиции «Югорское наследие». Говорить о нем можно чрезвычайно много – это рассказ о традиционном жилище, убранстве, образе жизни, культуре во всем её многообразии.

Дом представляет собой точную копию стационарной постройки начала XX века. Это – бревенчатый сруб, ведь основным строительным материалом у аборигенов Сибири являлась сосна, вспомогательным – ель, лиственница, кедр и лиственные породы деревьев. Крыша - двускатная – обеспечивающая быстрый спуск осадков, она делалась на слегах, а в качестве покрытия использовали бересту, жерди, доски. Потолка обычно не было, вместо него были жерди, на которых сушили одежду, лыжи, подвешивали детскую люльку, а пол настилали из досок. Для экономии тепла в стенах прорубали маленькое окно, зимой в отверстие вставляли льдину, а летом затягивали рыбьим пузырем или кожей.

Внутреннее убранство жилища простое и функциональное.  Очагом дома служил глиняный чувал, являющийся источником приготовления пищи, освещения, отопления. К чувалу у хантов особое отношение. Он – часть семьи. Под его присмотром не страшно даже оставить маленького ребенка, поэтому колыбель подвешивали между очагом и нарами, которые представляют собой кровать в виде дощатого настила, застеленного оленьими шкурами.

Порядок в традиционном жилище обеспечивается тем, что у каждой вещи есть определенное место, а живущие в нем поддерживают установленные веками предписания и этикет. Одежда хранится на укрепленных шестах, над нарами по углам, а у печи шесты для сушки рыбы. Для хранения вещей, посуды служили полки, их устраивали по стенам дома (например, полка с посудой рядом с чувалом).
В 2024 году на экспозиции «Югорское наследие» поселились новые «жильцы» - манекены. Появилась возможность увидеть семью народа ханты в обыденной жизни. Женщина, как хранительница очага, у чувала занимается повседневными делами. Рядом с женщиной сын, присматривающий за младенцем в берестяной люльке.*

Экспозиция ожила и преобразилась, не оставляя равнодушным ни одного посетителя музея. Так же на фоне экспозиции проводятся интересные игровые программы, и если вы хотите стать участником мероприятий, экскурсий, окунуться в быт и духовную культуру народа ханты, ждем Вас по адресу: 9 микрорайон, 28 дом «Музей реки Обь».

*В 2024 году разделы «Жилище хантов» и «Река» экспозиции «Югорское наследие» были дополнены новым музейным оборудованием – манекенами. Приобретение таких манекенов стало возможно благодаря использованию средств гранта Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом «Центр гражданских и социальных инициатив Югры» - оператором грантов Губернатора.


Гониева Е.А.

Используемая литература:
Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: «Издательство «Тезис», 2000 г., 344 с. илл.

X
10.02.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Культурно-выставочному центру «Усть-Балык» 15 лет

Культурно-выставочному центру «Усть-Балык» 15 лет

10 февраля 2025 года Культурно-выставочному центру «Усть-Балык» исполняется 15 лет. История его создания берет своё начало в 90-х годах прошлого века. Когда подлежали сносу уже нежилые старые постройки на берегу, стала решаться судьба этой исторически значимой территории. Сотрудники краеведческого музея взяли инициативу в свои руки для музеефикации этой исторической части города.

Ведь именно сюда, на высокий берег Юганской Оби в 1961 году высадился десант геологоразведчиков и строителей, которые заложили здесь будущий город. Сначала появился небольшой рабочий поселок, который назывался Усть-Балык – по аналогии с хантыйской рыбацкой деревней, находящейся неподалёку. Через год его переименуют в Нефтеюганск. На этом месте, названном в народе «пятачок», строились первые дома, школа, детский сад «Березка», клуб «Геолог», магазины. Впоследствии пятачок стал торговым и культурным центром посёлка.

Музейные работники были уверены, что должна сохраниться историческая значимость этой территории, ведь именно они, музейщики, хранят и передают историко-культурное наследие будущим поколениям. Всеми силами тогдашнее руководство музея – директор Ольга Алексеевна Григорьева, главный хранитель Галина Ивановна Дзыгман, старший научный сотрудник Надежда Константиновна Эскина отстаивали свою позицию перед городской администрацией для положительного решения вопроса.  

И летом 2003 года, накануне 50-летнего юбилея со дня открытия нефтегазоносной провинции Западной Сибири, на берегу Юганской Оби был торжественно установлен памятный знак, определяющий место под будущий историко-архитектурный комплекс «Усть–Балык».

Перед сотрудниками музея стояла задача – на основе архивных и документальных материалов воссоздать архитектурный облик домов, интерьер жилого помещения первопоселенцев, показать атмосферу условий жизни, быта, передать дух и стиль времени периода второй половины XX века.

Было сложно. Но, как показал опыт, невозможное – возможно.

Впервые музейные работники переступили порог деревянного домика 23 ноября 2009 года. Здесь директор Музейного комплекса Светлана Николаевна Зонина провела первое рабочее совещание. С того момента коллектив музея стал обустраивать построенные домики. Работали в сложных условиях: не было ни воды, ни света, ни элементарных удобств. Всё держалось на голом энтузиазме доблестных хрупких девушек, которые были одержимы идеей воссоздать быт тех времен, создать интересные экспозиции. Неоценимую работу в этом направлении, работу с фондами провела главный хранитель Надежда Константиновна Эскина.

Официальное открытие Усть-Балыка состоялось 10 февраля 2010 года. «Ожившая история» – под таким названием вышла статья об открытии выставочного центра в газете «Здравствуйте, нефтеюганцы». А в экспозиции «Жилой дом. Интерьер 60-х годов» именно эта дата застыла на отрывном календаре, как напоминание об этом событии.

С первых дней сотрудникам комплекса очень помогали старожилы города. Нам очень повезло что мы находимся в непосредственной близости с очевидцами тех событий 60-70-годов. В любой момент мы всегда могли обратиться к ним за советом и необходимой помощью. Благодарность и низкий поклон им.

Постепенно экспозиции в «Усть-Балыке» обновляются, обретают более современный вид, при этом сохраняя дух тех времен. Сотрудники выставочного комплекса проводят огромную работу по формированию музейных коллекций, по крупицам собирая историю Нефтеюганска и бережно храня её. Под чутким руководством нынешнего руководителя Натальи Владимировны Астрелиной с каждым годом в культурно выставочном центре улучшается материально-техническая база: проводятся капитальные ремонты, насыщается современной офисной техникой и выставочным оборудованием.  Сегодня в музее на берегу работает восемь человек.

В настоящее время в культурно-выставочном центре «Усть-Балык» представлены две стационарные выставки:
- Экспозиция «Город, рожденный нефтью» рассказывает о становлении и развитии нефтегазового комплекса Среднего Приобья, о рождении на нефтяном острове города Нефтеюганска, о результатах трудов первопроходцев. Экспонаты отражают трудовые будни нефтяников, социальную и культурную атмосферу тех лет.

- Интерактивная экспозиция «Жилой дом. Интерьер 60-х гг.» показывает быт первых новопоселенцев рабочего поселка Нефтеюганск, людей разных национальности и социальных слоев, каждый из которых привнёс свою толику культуры и бытового уклада в формирование традиций на Юганской земле.

В музее также запущены долгосрочные выставочные проекты:
- Выставочный проект «Доска почета» знакомит с знаменитыми старожилами города, теми, кто стоял у истоков, кто большую часть своих трудовых лет отдали городу Нефтеюганску, добросовестно работая в самых разных сферах, применяя свои знания, умения и талант.

-  Выставка «СВО: стойкость, верность, отвага» в рамках выставочного проекта «Трудовой героизм обычных людей» знакомит с деятельностью инициативной добровольческой группы «Тепло для солдата Z», участники которой занимаются важнейшей миссией – комплектуют и отправляют гуманитарный груз для наших бойцов на передовую.

В 2023-24 годах сотрудники КВЦ «Усть-Балык» под руководством заведующей Еленой Евгеньевной Чакровой совместно со старожилами города успешно реализовали музейный проект «Судьбоносный Усть-Балык» в рамках гранта губернатора Югры. С одноименной просветительской музейной программой стали лауреатами второй степени на окружном конкурсе «Музейный олимп Югры – 2024».

Три домика на берегу ждут своих гостей!

Усть-Балык красив в любое время года!

Научный сотрудник НГ МАУК «Музейный комплекс»  Елена Белая

X
10.02.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Сквозь время и пространство

Сквозь время и пространство

Лосиная охота

Лось (Alces alces) – величественное животное, крупнейший представитель семейства оленевых, достигающий веса до 600 кг, а иногда и превышающий его.

Его внушительные размеры и сила издревле привлекали внимание человека, отражаясь в мифологии и духовных представлениях многих народов. Угорские племена, например, почитали лося как священное животное, наделяя его особыми магическими свойствами. В мифах он часто выступал символом силы, могущества и плодородия, фигурируя в ритуалах и легендах, связанных с охотой, земледелием и другими аспектами жизни. Многочисленные археологические находки подтверждают глубокую связь между человеком и лосем на протяжении тысячелетий. Изображения лосей встречаются на наскальных рисунках, предметах быта и погребальных принадлежностях, свидетельствуя о его важном месте в культуре древних народов.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО), где леса занимают огромные площади, лось издавна был одним из основных объектов охоты. Его ареал охватывал практически всю территорию региона, что обуславливало повсеместное развитие лосиной охоты, имевшей свои особенности в зависимости от времени года и применяемых методов. Охотничий сезон традиционно делился на две основные части.
Первый сезон приходится на период брачных игр лосей – середину августа – середину сентября. В это время животные, набравшие вес за летний период, становились менее осторожными и выносливыми, что делало их более уязвимыми для охотников. Наиболее распространенными методами охоты в этот период были самострелы (установка ловушек) и загон с собаками. Собаки, специально дрессированные для охоты на лосей, выгоняли животных из леса к месту, где их поджидали охотники. Важно отметить, что дрессировка охотничьих собак была сложным и долгим процессом, требовавшим опыта и знаний. Собаки должны были не только преследовать лося, но и уметь контролировать его передвижение, не давая ему возможности убежать или нанести травмы охотнику.

Второй сезон охоты приходился на вторую половину зимы и предвесенний период. Изменение погодных условий вносило коррективы в тактику охоты. С началом зимы, когда образовывался наст (прочный слой снежного покрова), охотники переходили к загонной охоте с собаками. Наличие наста позволяло охотникам преследовать лося на лыжах, не проваливаясь в глубокий снег. Однако, в начале зимы, когда наст еще не сформировался, охота велась скрадом – методом скрытного подкрадывания к животному. Этот метод требовал от охотника большего терпения, наблюдательности и умения маскироваться.

Охота гонкой, проводившаяся по первому зимнему пути или в марте по насту, была особенно сложной и опасной. В период таяния снега лось, пробивая обледеневшую корку, часто вяз в глубоком снегу, обдирая ноги и быстро утомляясь. В таких случаях охота могла проводиться и без собак, с использованием лыж и ружья. Однако, гонка с собаками была более эффективной, но требовала от собак исключительной выносливости, ловкости и послушания. Успех охоты зависел от многих факторов, включая глубину снега, погодные условия, навыки охотника и, что очень важно, качества охотничьих собак. От собак требовалась не только скорость и выносливость, но и хладнокровие, способность удерживать лося, не давая ему возможности резко менять направление движения. Охотник же, догоняя зверя, должен был приблизиться к нему на дистанцию эффективного выстрела, что требовало умения точно оценивать расстояние и владеть оружием. На сухих болотах и островах лося часто добывали с помощью самострелов – различных видов ловушек, которые могли быть как простыми, так и довольно сложными конструкциями, требующими определённых навыков изготовления и установки.

Кроме индивидуальной охоты, широко применялись и коллективные методы охоты. Ханты, например, практиковали строительство длинных изгородей (загородки) длиной до 70 километров, состоящих из двух жердей, на путях миграций лосей. В этих изгородях оставлялись проходы, закрывающиеся с помощью специальных механизмов, позволявших загонять животных в заранее подготовленные ловушки или ямы. Строительство таких сооружений требовало значительных трудовых затрат и координации действий большого числа охотников. Это наглядно демонстрирует важность лося в жизни хантыйских общин и сложную организацию охотничьих практик.

Современная охота на лосей регламентируется строгими правилами и лицензиями, направленными на сохранение популяции этого великолепного животного.

Список литературы:
1.    Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2.    Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (Восточная группа). — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1985. — 19 л. с ил.
3.    Мартынов С.В., История Салымского края, учебное пособие по историческому краеведению – Тобольск – Екатеринбург: «Издательство Баско», 2004 г. – 272 с: ил.
4.    Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. - М.: Наука, 2005. - 805 с. - (Народы и культуры).
5.    Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: «Издательство «Тезис». 2000 г., 344 стр. с илл.
6.    Фёдорова Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: Проблемы формирования культуры хантов и манси. – СПб., 2000
7.    Из открытых источников в сети интернет.

Методист Игнатенко К.С.

X
6.02.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ АРТЕФАКТОВ

ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ АРТЕФАКТОВ

Типы свайных построек хантов и манси.

Лабаз, сумьях - свайная постройка у северных народов обско-угорского происхождения для хозяйственного, охотничьего и ритуального назначения. Их строили на летних и зимних поселениях и в местах охоты, а также на священных территориях. В одних хранились продукты и заготовки для большой семьи, складировался инвентарь, например зимние вещи в летний период. В других держали охотничьи припасы, такие как порох, дробь, капсюля, капканы и само оружие. Всё это хранили подальше от человеческого жилья и запаха очага. Отдельно строились ритуальные сумьяхи для сохранения пупыгов (духов покровителей манси). Особое место занимают лабазы для хранения костей медведя после проведения медвежьего праздника. Подобного же рода лабазы устраивались и на священных местах, где в них хранятся приклады — жертвенные подношения почитающих какого-либо определённого духа, например Анки Пугос для народа ханты.

Отдельный вид лабаза это охотничий или промысловый. Особенность его в том, что устраивался он на местах предстоящей охоты и служил для временного хранения мяса до 3-х дней, сбережения его от хищников, пока хозяин не решит вопрос с транспортом. Речь порой идёт о 500 кг. мяса если это к примеру лось. Как правило, такие лабазы не имели крыши, окон и дверей и состояли из трёх венцов высотой.

Иногда такой лабаз укрывали от птиц, но не обязательно.

Хозяйственные лабазы не всегда строились из бревен, иногда брёвна раскалывались на плахи или их заменяли досками. Всю конструкцию в собранном виде помещали на сваи, напоминающие куриные лапки. Как правило, это растущие рядом деревья, у которых спиливали на одном уровне вершину, на которую в дальнейшем размещали всю конструкцию лабаза.

Главная угроза для пищевых запасов в тайге это многочисленный отряд различных грызунов. Мало того, что они отлично лазают по вертикальной поверхности и запросто поднимутся по дереву на 12 метров в высоту. Ещё они являются разносчиками различных опасных заболеваний. Так считается, что именно они ответственны за распространение клещевого энцефалита. При строительстве различных типов сумьяхов общим местом было определённым образом изготовленные опоры. Бревно вырубается под конус, далее ещё и ещё конус. Таким образом, формировался отрицательный уклон и для грызунов он был не преодолим. Так что мелкие вредители при всём желании не могли добраться до припасов.

Размеры таких хранилищ не регламентировались, как и количество в них запасов, все зависело от состоятельности и трудолюбия хозяев. Нередко в поселении стояло несколько лабазов. Заполнять их начинали в конце лета и осенью когда устанавливались низкие температуры. Во многом всё зависело от урожая, но основные запасы это охотничьи. Рыбу заготавливали с расчетом не только на себя, но и на собак. Охотничьи лабазы ставились недалеко от места охоты, как правило, на расстоянии полутора двух километров от жилища. Там хранились припасы и порох и дробь. Иногда дополнительные ружья оставлялись там же.

Высота опор была не меньше четырех метров до лабаза и выше. Почему так высоко? Это летом высоко, зимой при уровне снега 1,5 метра это нормально. И обязательно на растущем дереве, которое ещё и осмаливалось. Для этого внизу разжигался костерок лучше всего из шишек. С его помощью ножка сумьяха окуривалась. С дерева снималась кора, и его поверхность медленно сушилась, приобретая прочность. Настолько, что многочисленные куньи: соболь, росомаха и т.д. уже не могли туда пробраться. Дело в том, что все хищные звери, которые умеют и любят лазать по деревьям, по голому стволу не пролезут.  И хотя они имеют острые когти, они соскальзывают со стволов деревьев. Охотники в свою очередь вставляли острые лезвия ножей в стволы, что служило дополнительной подстраховкой, чтобы крупные хищники до припасов снизу не добрались.

Ещё один распространённый тип Ура-сумьях-ритуальный сумьях: для сложения костей после проведения медвежьего праздника и для хранения пупыгов (духов покровителей манси). Это всё, как правило, ритуальный лабаз.

Возможно, когда хозяин угодий постарел и ему тяжело далеко ходить, он может перенести Ура-сумьях поближе, по соседству с хозяйственным лабазом.  А пока этого не случилось, ритуальные лабазы устраиваются в глуши таёжной, что бы избежать даже случайного попадания в сакральное пространство незваных гостей. Сюда приносили приклады, ткани, серебряные вещи, мясо (угощение духам), иногда отливки для примера свинцовые из аккумулятора, серебряные чаши для шестиногого лося.

Что бы увидел человек, заглянув в ритуальный лабаз? Там помимо пупыгов (идолов) похожих на кукол увидел бы многочисленные подарки, и подарки принесли сюда для этих самых кукол. Куклы похожие на баб (женский образ). Потом он узнаёт, что куклы одеты в шубы, а эти шубы называются яги. Вот так возможно в своё время и родился миф о Бабе-Яге.

В реальной же ситуации угощение (кусок мяса) сюда может принести только мужчина.  Для того, что бы попросить здоровья для своей жены. Ритуалы, связанные с высшими богами может проводить только мужчина. И он приходит сюда и с сыном и с братом, то есть это родовое и семейное дело. А вот женщина сюда не то, что прийти не может, а посмотреть в ту сторону, где стоит этот Ура-сумьях не может. Мир  высших богов только для мужчин. У женщины было приниженное положение.  Но вот кусок мяса, спиртное мужчина мог принести и попросить здоровья для своей жены - это нормально. Вот, например, шило, ножницы можно принести, лезвия можно принести. Наконечники, причём любые наконечники.  И представьте себе, в некоторых случаях они не обязательно должны быть металлические. Они могут быть костяные и каменные и их значение от этого не менялось. Могут принести сюда священные предметы. Эти священные предметы из особого материала, которого здесь своего никогда не было. И привозят его сюда люди с юга. И это будет вторая вещь по значимости. Первая, это будут ткани. А второе - это будет серебряные вещи. Очень дорогая штука. Поэтому сюда со временем начинает стекаться искусство зароастрийцев, то есть предметы индоиранского происхождения. Здесь появятся различные блюда, которые важно было иметь. Иногда это большие блюда использовались для того чтобы создать такое священное пространство. Для того чтобы с неба спустился один из самых почитаемых зверей шестиногий лось к своему младшему брату, который ходит в среднем мире о четырёх ногах. Но священными ногами он ступить на бренную землю не может.  Ему надо разложить шесть вот таких блюд, на которые он и мог ступить ногами.

Следующий тип сумьяха отличает от прочих вытянутая форма. Это печально известный так называемый погребальный лабаз. Вытянутая форма как бы указывает на наличие тела, которого  на самом деле не нет. Это лабаз для пропавших, утонувших и прочих жертв трагических происшествий. Взамен тела, которое отсутствует, изготавливается кукла-кенотаф. Кенотаф (с греческого — «пустая могила») — надгробный памятник, установленный на месте, где нет останков. Погребальный лабаз, точнее лабаз-кенотаф (погребение без тела). Ставится в том случае, если похоронить умершего нельзя. В данном случае женщина утонула и для того, чтобы выполнить обряд, был поставлен этот лабаз.

Имеющиеся материалы показывают, что в рассматриваемый период у северных и восточных хантов, северных манси фиксируется традиция сооружения кенотафа для погибшего человека, умершего в результате трагического происшествия (утопление, охлаждение, самоубийство и пр.), а также для человека, умершего вдали от родины по естественной причине (старость, болезнь и др.) и похороненного на чужбине. Необходимость создания кенотафа для такого покойника была обусловлена традиционными представлениями о человеческих душах и их воплощениях после смерти обладателя. По этим представлениям, одна из душ (ис, исхор — сев. ханты) погибшего человека могла навредить живым; чтобы избежать этого, для нее делали изображение умершего/погибшего в виде куклы. Данные о количестве таких кукол разнятся. Так, по одним данным их делали две — иттерма и ура, по другим — для погибшего человека делали только ура, а для умершего по естественным причинам — только иттерма. Эти куклы не могут замещать друг друга. Кроме того что у них разное предназначение (иттерма — кукла умершего, ура — кукла погибшего), они различаются способом изготовления и хранения. Так, основу ура составляют лоскуты ткани либо же ее нет вообще, у салымских хантов — это ветки тальника. В то же время одежда иттерма и ура сходна: это всегда уменьшенная модель традиционной мужской и женской одежды — малица, кумыш, шуба и пр. Модели такой одежды приносили в дар этим куклам, о чем свидетельствуют приклады в урахот и в местах хранения иттерма — в ящиках и коробках. Кроме того, в домик ура клали поношенную одежду погибшего, точно так же как в кенотаф или в обычное погребение.

В «Музее реки Обь» имеется ещё один тип лабаза - экспозиционный. Основная его функция научно-просветительская. В наш торопливый век нефтеюганцы и гости города могут всего за одну экскурсию составить себе представление о целом народе с уникальной культурой уходящей корнями в далёкое прошлое, в древнюю Индию и Иран, в реинкарнацию и зороастризм, шаманизм и прочую эзотерику.  

Научный сотрудник, хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.

X
4.02.2025
Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск Выставка «Орография печатного слова»

Выставка «Орография печатного слова»

В научной библиотеке Музея геологии, нефти и газа открылась первая в 2025 году выставка - «Орография печатного слова»*. 

Выставка представляет собой уникальный проект, позволяющий погрузиться в мир печатного слова и рельефных форм кириллицы, отражённый в художественных и картографических произведениях. 

На выставке представлены пять основных групп книжных форматов, от «сверхкрупных» до «сверхмалых». Частью экспозиции станут образцы особого вида издательской продукции — миниатюрные книги из коллекции Государственной библиотеки Югры.

Специально для локации специалисты музея перерисовали шрифт из московских изданий первопечатника Ивана Федорова и создали штампы с использованием техники линогравюры. Каждый штамп представляет собой отдельную букву, что позволит посетителям примерить на себя роль мастера печатных дел, набирая слова и даже целые предложения. 

Часть экспозиции составят карты из календаря «Воображаемая Сибирь», содержащие географические чертежи и картографию XVI—XVIII веков из коллекции Алексея Булатова, включая редчайшие географические чертежи и карты, такие как Тартария и Сибирь XVII века.

Выставка раскроет картографию как искусство, представляя карты, отражающие природу и рельеф в разные эпохи. Карты связаны с темой инсталляции, демонстрируя печатные документы с правилами составления и этапами развития, показывающими восприятие мира картографами.

Проект демонстрирует эволюционную линию технологии печати и представляет уникальный объект — копию части первого книгопечатного станка России.

Также на выставке представлены новые технологии — интерактивная цифровая карта мира в режиме реального времени.


* Орогра́фия — раздел геоморфологии и физической географии, занимающийся описанием и классификацией форм рельефа.

X
3.02.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды…

Говорят музейные фонды…

Календарные традиции в России

Календарь – печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащее перечень месяцев, чисел, дней недели, указания праздников, часто астрономические сведения. Календари бывают перекидные (листки на специальной подставке) отрывные, настольные (в виде книги с описанием юбилеев, знаменательных дат и т.д.), деловые (для записи на память), табель календари (таблица с перечнем дней в году).

В Древнем Риме календарями сначала называли книги, в которые кредиторы записывали проценты, вносившиеся ежемесячно в дни календ (календы – название первого дня каждого месяца). Позднее календарями стали именовать книги, расписывающие культовые празднества, дни рождения императоров, собраний Сената. Наиболее древний из дошедших до нас римских календарей относится к 354 году.

В России первые печатные календари появились в начале XVIII века. Старейшим считается напечатанный в 1708 году в Москве “Календарь или месяцеслов христианский” на 1709 год. Особое место в календарной теме России занимает имя Ивана Дмитриевича Сытина.

И.Д.Сытин (1851-1934), выходец из костромской деревни, благодаря своему предпринимательскому таланту, уму, энергии, стал ведущим издателем России. Четверть печатной продукции страны издавалась в его типографиях. Успех И.Д.Сытина был обусловлен не только применением передовой печатной техники, но и выпуском дешёвых, красочно иллюстрированных изданий для народа, хорошей организацией сбыта продукции.

И.Д.Сытин в своих воспоминаниях писал: "С первых же дней своего существования Товарищество стало подумывать об издании народного календаря. В такой стране, как Россия, жили и умирали миллионы людей, отрезанные от центров русским бездорожьем и русским расстоянием. Люди эти не имели никакого соприкосновения с печатным словом – ни книг, ни газет, ни школ у них не было, и календарь для таких людей был единственным окном, через которое они смотрели на мир. По календарю они думали, по календарю учились, из календаря черпали свои знания, и календарь же давал им наставления на все случаи жизни...

За издание календаря я взялся не сразу и готовился к этому целых пять лет. Необходимо было позаботиться о выписке из-за границы специальных ротационных машин и оборудования, создать целый ряд приспособлений для размножения календарей в огромных, еще не слыханных в России размерах".

В 1884 году И.Д.Сытин выпустил в свет первый «Всеобщий русский календарь». Этот календарь «был необычайно привлекателен: красочно исполнена хромолитографией обложка, текст украшен портретами, гравированными на дереве, сведений в нём доставало на все случаи жизни: и традиционные для календаря святцы, и указатель железнодорожных станций, и средство от лишаев, и государственное устройство России, и лечение ящура».

В календаре всегда печатали обращение к читателю с просьбой сообщать о замеченных ошибках, недочетах и своих пожеланиях. Редакция получала массу писем с разными подсказками и советами. Люди просили издателя о самом разном, например: «Нужно обозначить, что такое затмение луны и солнца. Чем закрывается, когда делается затмение. Означьте, что такое луна, как она ходит вокруг земли», «Сведенья о восходе и заходе луны, чтобы знать, в какие ночи можно путешествовать при луне», «Напечатайте, что может Государственная дума и куда идут народные деньги», «Сколько съедает хлеба человек за всю жизнь, это никак невозможно подсчитать. Одно дело мужик-пахарь, другое дело писарь. Или наши поповы дочки. Они не едят, а клюют, как птички. Я один против всех троих съем, и не хватит. Про то можно ли узнать?», «Помещайте и еврейский календарь, но с указанием их праздников, потому что мужик везет хлеб на базар верст за 10, 16 и больше, а евреи-закупщики закрыты; у них праздник, а мужик и не знал. В нашем селе торговцы евреи, как хлебным, так и красным товаром...», «Напечатайте правильный лечебник, как спасать от утопления, замерзания и повешения...», «Нет ли полного календаря о всех некрологах, где они побиты или еще где находятся...». Таких писем было огромное количество. Были в них простота и наивность, но встречались и дельные советы, и предложения, поэтому все письма изучались. В результате такого изучения читательских интересов сытинский календарь с каждым годом становился содержательнее. Он стал не просто календарём, а и универсальным справочным пособием на все случаи жизни для многих российских семей.

Позже Сытин выпускал около 25 видов календарей: «Общеполезный», «Народный сельскохозяйственный», «Царь-Колокол», «Старообрядческий» и другие. Их годовой тираж составлял более 12 миллионов экземпляров. Благодаря И.Д. Сытину календарь прочно вошёл в быт простых людей. Люди стали дарить календари на Новый год. Подарок служил все двенадцать месяцев.

В фондах Музейного комплекса хранится один их таких календарей. Это «Русский календарь. Типография  А.С. Сытина и В.И. Лихачева», изданный в 1880 году в городе Санкт-Петербург.  На сегодня эта календарь-книга нуждается в реставрации. Здесь  часть страниц не скреплена между собой, некоторые вовсе отсутствуют, утрачена обложка, экспонат сильно изношен. В таком состоянии его невозможно представлять на выставках без вреда предмету, но у посетителей сайта теперь есть уникальная возможность увидеть календарь в цифровом формате.

На первом развороте книги находится православный календарь с указанием недель, имен святых, фаз луны и солнца. Текст календаря-книги содержит разделы с различными статистическими данными и рисунками. На страницах календаря повествуется о самых разных сторонах жизни и быта людей.

Примечание: Типография и точное название были определены сотрудниками музея путем сопоставления содержания имеющегося в музее экземпляра календаря и найденной в интернете копии за предыдущий, 1879 год.

Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А.Полякова
Фото Н.И.Кобылина

Источники:
1.    Материалы из фондов Музейного комплекса;
2.    https://podcast.lib33.ru/vsemu-svoe-vremya-iz-istorii-kalendarej-v-rossii/
3.    https://moscowseasons.com/articles/istoriia-pechatnogo-kalendaria-v-eksponatakh-muzeia-ivana-sytina/
4.    просторы Интернет, свободный доступ.

X
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.