Новости
- г. Ханты-Мансийск
- г. Сургут
- г. Белоярский
- г. Когалым
- г. Лангепас
- г. Лянтор
- г. Мегион
- г. Нефтеюганск
- г. Нижневартовск
- г. Нягань
- г. Покачи
- г. Пыть-Ях
- г. Радужный
- г. Советский
- г. Урай
- г. Югорск
- Кондинский район
- Нижневартовский район
- Октябрьский район
- пгт. Березово
- с. Саранпауль
- с. Угут
- Берёзовский район
- с. Казым
- Сургутский район
- Ханты-Мансийский район
- МАУ «Краеведческий музей» г. Покачи
- Белоярский этнокультурный центр
- Берёзовский районный краеведческий музей
- Государственный художественный музей
- Историко-художественный музейный комплекс
- Краеведческий музей Муниципального автономного учреждения культуры "Многофункциональный культурный центр "Феникс"
- Лянторский хантыйский этнографический музей
- МАУ "Региональный историко-культурный и экологический центр"
- МАУ«Культура», Культурно-исторический центр, Музей истории города Урай
- Музей геологии, нефти и газа
- Музей истории и ремесел Советского района
- Музей истории и этнографии
- Музей Природы и Человека
- Музей Чёрного лиса
- Музейно-выставочный центр
- Музейно-выставочный центр г. Лангепас
- Музейно-культурный центр г. Нягань
- МУК "Районный краеведческий музей им. Н.С. Цехновой"
- Муниципальное бюджетное учреждение историко-культурный центр «Старый Сургут»
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МУЗЕЙ-УСАДЬБА КУПЦА П.А.КАЙДАЛОВА"
- Муниципальное казенное учреждение "Этнографический парк-музей с. Варьеган"
- Муниципальное казенное учреждение «Краеведческий музей имени Т.В. Великородовой»
- Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева
- Районный Учинский историко-этнографический музей им. А. Н. Хомякова
- Русскинской музей Природы и Человека им. А. П. Ядрошникова
- Саранпаульский краеведческий музей
- Сургутский краеведческий музей
- Сургутский художественный музей
- Угутский краеведческий музей им. П.С. Бахлыкова
- Центр историко - культурного наследия "Касум ёх"
- Эколого-этнографический музей Библиотечно-музейного центра
- Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
-
7.05.2025МАУ«Культура», Культурно-исторический центр, Музей истории города Урай, г. Урай "Ночь музеев"
-
"Ночь музеев"
Музей принимает участие в акции «Ночь музеев 2025». Акция посвящена Международному дню музеев, который отмечается ежегодно 18 мая.
«Ночь музеев» – потрясающее и необыкновенно яркое событие, объединяющее людей по всему миру! Ежегодные музейные ночи не только объединяют людей, интересующихся культурой и искусством, но и стирают границы между различными культурными учреждениями. Основной целью акции «Ночь музеев» является привлечение внимания к музейным экспозициям, и превращение походов в музей в занимательную форму проведения досуга.
В Музее истории города Урай «Ночь музеев» пройдет в формате «вечер в музее», в течение которого жители и гости города познакомятся с исторической экспозицией, действующими выставками музея. Программа включает мастер-классы, интерактивные программы, творческие часы и встречи и т. д. Будет экспонироваться выставка «Дань поколениям», которая объединит темы Великой Отечественной войны и СВО. Яркими моментами мероприятия станут площадки «Музейная примерочная», «Советская техника времен Великой Отечественной войны». Площадки будут посвящены 80-летию Победы в Великой Отечественной войны, 60-летию города Урай и 65-летию Шаимской нефти. -
7.05.2025Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Семейный уклад таёжного населения.
-
Семейный уклад таёжного населения.
Загадки древних артефактов
Уклад семейной жизни хантов основан на том факте, что мужчина занимает доминирующее положение, а женщина — подчинённое. Социальная роль женщины-хантыйки определяется её зависимостью от мужа, который является её законным представителем и гарантом стабильности. В рамках семейной иерархии женщина обязана соблюдать определённые нормы поведения: не говорить громко в присутствии мужа, избегать открытого взгляда на посторонних и прикрывать лицо платком. Все её действия должны быть предварительно одобрены мужем, который имеет право отдавать распоряжения вплоть до мельчайших деталей.
Несмотря на строгую иерархию, каждый член семьи имел свои специфические обязанности, что способствовало гармонизации межличностных отношений и предотвращению конфликтов. Мужчины занимались строительством домов из брёвен и изготовлением нарт и лыж, а женщины возводили чумы из лёгких шестов. Мужчины добывали рыбу и мясо, снимали шкуру, в то время как женщины занимались их первичной обработкой и консервированием. Женщины также были ответственны за изготовление одежды и посуды из бересты, а мужчины — за изготовление посуды из дерева. В некоторых случаях наблюдалось более тонкое разделение труда: например, орнаментация бересты была преимущественно женской сферой, тогда как штампованные узоры наносил мужчина.
В стародавние времена женщины даже умели изготовлять ткани из крапивы при помощи весьма не сложных инструментов. К сожалению, эта практика в наши дни полностью утрачена. Единственный экземпляр рубахи из крапивы храниться в Тобольском музее заповеднике. Но выделка сухожильных нитей до сих пор живёт и процветает, так как позволяет шить одежду и обувь прочными и непромокаемыми материалами.
Следует упомянуть тот факт, что Салымские ханты не занимаются оленеводством в силу объективных причин – в этой местности не растёт ягель. Но у Юганских хантов ягель вполне себе растёт и оленеводство существует. Можете себе представить, сколько хлопот при этом добавляется.
Важно отметить, что распределение обязанностей не было жёстким и абсолютным. Мужчины могли выполнять женские задачи, а среди женщин встречались выдающиеся охотницы. Тем не менее, следование установленным предписаниям обеспечивало мир, порядок и стабильность в семье, а также способствовало продолжению рода.
У северных хантов существовало поверье, что в новорождённого вселяется душа умершего родственника. Для определения, чья именно душа вселилась, проводилось гадание. Люлька с ребёнком ставилась на землю и над ней поочерёдно назывались имена умерших. На каждом из них люльку поднимали. Когда она «прилипала» к земле, это означало, что к ребёнку «прилипла» душа названного человека и его нарекали соответствующим именем. Вместе с именем ребёнок получал и определённые социальные роли, включая родительские функции по отношению к детям умершего человека.
С раннего возраста дети хантов получали навыки, необходимые для взрослой жизни. Девочки в возрасте двух-трёх лет уже умели плести браслеты из бисера, а мальчики — метать аркан. К шести годам дети могли самостоятельно управлять оленьей упряжкой и собирать ягоды. С двенадцати лет девочки вели домашнее хозяйство, а мальчики отправлялись на охоту в одиночку.
Воспитание мальчиков было направлено на формирование из них воинов и защитников. Охота на крупного зверя, такого как лось и олень, была их любимым занятием. Во время военных игрищ они демонстрировали свои навыки стрельбы из лука, прыжков через ремни, борьбы, бега и метания камней. Уверенные в своих силах, они смело шли навстречу опасности, воспринимая её как источник новых возможностей для укрепления духа и тела. Они были настоящими рыцарями по духу: соблюдали клятвы, проявляли великодушие к врагам, мстили за убитых родственников и заботились о своих товарищах и простых людях.
Используемая литература:
1. Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: Изд. «Тезис», 2000 г., 344 с.: ил.
2. Мартынов С.В. История Салымского края. Учебное пособие по историческому краеведению. – Тобольск – Екатернибург: Изд. «Баско», 2004 г., 272 с.: ил.
Научный сотрудник, хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.
-
6.05.2025Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск Такие разные герои
-
Такие разные герои
17 мая 2025 года с 19:00 до 23:00 в Музее геологии, нефти и газа пройдет культурно-просветительское мероприятие, посвященное Всероссийской акции «Ночь музеев», под вдохновляющим названием «Такие разные герои».
Каждый сталкивается с героями в повседневной жизни: от врачей и спасателей до волонтёров и ученых. Музей предлагает посетителям погрузиться в мир героизма, исследуя различные интерпретации этого понятия через увлекательные активности и мастер-классы, которые раскроют множество граней человеческой доблести.
Участники программы смогут посетить:
- сказочное Лукоморье: познакомятся с персонажами русских писателей, окунутся в мир сказок;
- мастерскую Хозяйки Медной горы: узнают историю «алмазов Сибири» на интерактивном мастер-классе;
- историческую экспозицию о героях Великой Отечественной войны: увидят письма-треугольники и предметы из коллекции музея, которые расскажут о работе геологов в 1940-е годы;
- лабораторию: услышат о героях в научной сфере, примут участие в захватывающих экспериментах и опытах.
Для посетителей помладше особый интерес вызовут локации о героях советских мультфильмов с возможностью изготовить маску полюбившегося персонажа и «Супер-герои» с комиксами о геологах, нефтяниках и описанием их супер-способностей.
«Такие разные герои» - шанс увидеть, сколько доброты и мужества вокруг нас, как обычные люди становятся настоящими героями. X -
4.05.2025Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Сувенир настольный письменный «Памятник Мусе Джалилю. Казань».
-
Сувенир настольный письменный «Памятник Мусе Джалилю. Казань».
Говорят музейные фонды…
«В жизни народов бывают события, значения которых не тускнеет от бега времени и которые остаются в памяти потомков навечно».
Сувенир настольный письменный «Памятник Мусе Джалилю. Казань».
В преддверии Дня Победы, великого праздника для всей нашей страны, фонды Музейного комплекса продолжают пополняться интересными экспонатами. Один из таких предметов - настольный сувенир «Дом Павлова. 58 дней в огне», о котором мы уже писали на музейном сайте. Второй сувенир - настольный письменный «Памятник Мусе Джалилю. Казань». Эти сувениры рассказывают о важных событиях, произошедших в период с 1941 по 1945 годы. Оба экспоната в настоящее время представлены на выставке «День Победы! Принимайте поздравления!» в «Музее реки Обь».
«Памятник Мусе Джалилю» - сувенир на подставке в виде прямоугольной плиты черного цвета, оформленной под кирпич, на заднем плане пластина из прозрачного оргстекла оранжевого цвета в форме трапеции. На пластине барельеф с изображением татарского поэта, у которого скованы колючей проволокой ноги, он гордо смотрит ввысь, изо всех сил, несмотря на боль, пытаясь разорвать оковы. Справа – цитата из его стихотворения золотыми буквами: «Умереть - так только за Отчизну. Жить – так только Родиной дыша». Муса Джалиль». На подставке надпись золотыми буквами - «Казань» и приспособление в виде маленькой вазочки, слегка расширенной к верху – для фиксирования письменной ручки (авторучки).
Сведения о памятнике. Памятник Мусе Джалилю — монументальный комплекс, установленный в 1966 году на площади 1 Мая в Казани в память о Герое Советского Союза, лауреате Ленинской премии - поэте-коммунисте Мусе Джалиле, участнике антифашистского подполья, казнённого в нацистской тюрьме в 1944 году. Автор проекта: В. Е. Цигаль (скульптор), Л. Г. Голубовский (архитектор).
Узнаваемый символ Казани стоит рядом со Спасской башней Кремля и Национальным музеем Республики Татарстан. Муса Джалиль изображен в неукротимом порыве, разрывающим сковывающие его путы колючей проволоки. Гордо поднятая голова поэта и его непреклонный решительный взгляд излучают мужество, стойкость и нравственную силу. За памятником - часть мемориального комплекса, сложенная из гранитных блоков, на которых высечены стилизованные изображения ласточек и цитаты из стихотворений Мусы Джалиля (на татарском и русском языках). Здесь же в память о десяти соратниках Джалиля открыт барельеф, представляющий собой их портреты.
Муса Джалиль боролся против фашизма в подполье, пока в 1943 году его не схватило гестапо. В нацистской тюрьме он писал стихи на маленьких клочках бумаги, которые потом собрал в цикл «Моабитская тетрадь» и, предчувствуя скорую смерть, передал сокамерникам. Его казнили на гильотине в 1944 году. «Моабитскую тетрадь» из более чем 125 стихотворений перевели на 60 языков мира. Ее оригинал хранится в Национальном музее Татарстана.
Народный подвиг, длившийся долгих четыре года, в котором было слито воедино и величайшее мужество воинов, партизан, и самоотверженность тыла - рабочих, колхозников, интеллигенции и молодежи, обеспечивающих фронт всем необходимым, сникал славу народа-героя и народа-победителя.
Главной составляющей цены Великой Отечественной войны является человеческие жертвы, принесенные нашим народом на алтарь Победы. История не знала таких невиданных потерь и разрушений, такого варварства и бесчеловечности, каким был отмечен кровавый путь нацистов по советской земле.
Проходят годы, меняются поколения, а значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне остается непреходящим. В этом, 2025, году народ в 80-й раз отмечает праздник Победы. Празднуя 9 мая, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага: терпение, мужество, стойкость, любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнем войны качества всегда нам сопутствуют.
День Победы остается самым светлым и дорогим народным праздником. Низкий поклон всем, кто прошел через военное лихолетье, приближая долгожданный День Победы.
Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А.Полякова
-
30.04.2025Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Листая пожелтевшие страницы… Главные праздники страны: 1 мая – праздник Мира и Труда!
-
Листая пожелтевшие страницы… Главные праздники страны: 1 мая – праздник Мира и Труда!
Главные праздники страны: 1 мая – праздник Мира и Труда!
С самого утра народ стекался к центру города. У каждой организации было своё место сбора. В ожидании сигнала к движению колонны фотографировались, пели под гармошки и
гитары, танцевали. Партийные, комсомольские и профсоюзные лидеры раздавали флаги, транспаранты, портреты вождей и членов Политбюро. У женщин и детей в руках были воздушные шары и веточки березы, украшенные бумажными цветами. Школьники на уроках труда вырезали «пятерки» и крепили их на древко. Каждая школа, как и каждое предприятие, старались представить что-то новое. Ежегодно к демонстрации рисовали плакаты с лозунгами: «Мир! Труд! Май!», «Да здравствует 1 Мая!».
Всё было довольно чётко организовано, но без накладок тоже не обходилось. То стояли, как бы сейчас сказали, «в пробке», а то неслись как на «пожар», чтобы догнать идущих впереди - перед трибуной не должно было быть никаких заминок, сплошная дружная колонна радостных советских людей.
Именно на демонстрации появлялось ощущение праздника. Кругом - красные флаги, разноцветные шары, бумажные цветы, музыка гремит, на пальто и куртках алеют красные банты. Кстати, красный цвет ассоциировался с праздником и торжественностью: красные флаги, красные пионерские галстуки и пилотки, красные ленточки в косах девочек.
Недели за две до праздника в газетах публиковались призывы, рекомендованные для использования на демонстрации. А ещё делались так называемые трудовые подарки. Каждый производственный коллектив старался порадовать родную страну своими успехами и отрапортовать, что уже конкретно сделано. Сегодня это воспринимается странно, но в советское время ситуация была в порядке вещей и раздражения не вызывала (по крайней мере, у большинства жителей). Надо - значит, надо. Люди праздновали совершенно искренне, это было естественно.
Сейчас всё чаще муссируют тему, что участие в демонстрациях было добровольно-принудительным. Кто-то может не согласиться, но мы видим на фотографиях счастливые и веселые лица людей, которые выходили на праздники с песнями, криками «Ура!» и всегда с хорошим настроением. Традиция ежегодных демонстраций сплачивала сотрудников, вносила в повседневную обыденность массу положительных эмоций «последемонстрационных тусовок». Собирались компаниями коллеги, друзья, родственники, одноклассники - весело и достойно отмечали главные праздники страны.
На праздники всегда покупали много открыток, подписывали, отправляли по почте или опускали в почтовые ящики соседям. И сами в ответ получали поздравительные карточки, это было приятно. А почтовые работники вспоминали, что перед праздниками всегда была перегрузка, ведь люди слали открытки родственникам и знакомым по всей стране.
День 1 мая считался весенним праздником, для обычных людей был повод собраться, посидеть за столом с друзьями, повспоминать, порадоваться. И сегодня многие отмечают этот день - праздник Весны и Труда.
А как же отмечали Первомайские праздники в нашем городе?
С 1961 по 1966 год в Нефтеюганске проходили митинги, посвященные главным праздникам страны. В 1967 году поселок получил статус города и по центральной улице, названной в честь вождя мировой революции В.И. Ленина, дважды в год стали проходить демонстрации трудящихся и школьников.
1 мая 1990 года официальная первомайская демонстрация состоялась в последний раз, а в 1992 году Международный день солидарности трудящихся был переименован в Праздник Весны и Труда («красными» датами календаря оставались 1 и 2 мая). В 2001 году Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 112) сделал 2 мая рабочим днем.
Советский Союз прекратил своё существование более 30 лет назад, но праздники, которые имели большое значение в советские годы, еще живы в памяти тех, кто ходил на демонстрации в составе колонн своего предприятия, учреждения или школы.
Представленные фотографии из фондов Музейного комплекса помогут молодому поколению представить, как это было. Давайте с уважением относиться к событиям прошлого и к тем, кто был причастен к ним или жил в те годы. Они жили так, как могли и хотели, а мы должны помнить историю своей страны и гордиться ею. Праздник Весны и Труда - это часть огромной эпохи.
Научный сотрудник «Музей реки Обь». М.А.Полякова
-
29.04.2025Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды… рубрика «Нефтеюганский музей. Экспонаты онлайн. Чапельник, он же сковородник.»
-
Говорят музейные фонды… рубрика «Нефтеюганский музей. Экспонаты онлайн. Чапельник, он же сковородник.»
Чапельник, он же сковородник, он же выхватень, он же печелюжник…
Писарь нёс посреди улицы на длинном чапельнике сковороду,
на которой ещё клокотала только что снятая с огня яичница.
Глеб Успенский, «В деревне».
Термин «чапельник», он же «сковородник» известен ещё с одиннадцатого века, в те времена он служил для перемещения глиняных и металлических сковород с низким бортиком.
Помимо кухни, сковородник использовался и в обрядовых ритуалах: был оберегом при посещении роженицей бани, на свадьбе во время снятия фаты-покрывала свекровь подходила к невесте со сковородником в руке и, поднимая ткань, выясняла – «Не крива ли молодая, не слепа ли?».
Само слово «чапельник», как пишет Владимир Иванович Даль в Толковом словаре живого великорусского языка, образовано от диалектного «чапать» - хватать, цапать. В народе чапельник известен также как сковородник, выхватень, печелюжник, блинник, емки, пашник, печальник, цапальник, цапля, чапела, чапляник …
По сути своей чапельник – это кухонная принадлежность с длинным черенком, предназначенная для захватывания и перемещения сковороды в печь или духовку. Внешне представляет собой металлический крюк с упором на деревянном черенке, выглядит он как длинный шест с захватом для сковороды на конце. Именно такой сковородник фигурирует в бытовом конфликте, случившемся в 1643 году между двумя жителями Якутского уезда: «Мишина баба меня, Баженка, сковородником ударила, и я же за сковородник хватил, и я де з бабой и сковородником на землю пали» …
Посвящена сковороднику - чапельнику и загадка из сборника В.И. Даля «Пословицы русского народа»: «Сидит курочка на золотых яичках, а хвост деревянный» (сковорода с прицепленным сковородником стоит на горячих углях).
Одно из первых упоминаний о сковороде, для которой предназначен чапельник, было в новгородских берестяных грамотах, датируемых концом 1180-х – первой четвертью двенадцатого века. В одной из грамот был список предметов, взятых у некоего Нежаты: «От Нежаты вишен, вина, уксус и муку, Иванову шубу и сковороду».
Выдержка из статьи Бориса Ивановича Колчина, 36 лет проработавшего в Новгородской археологической экспедиции, под названием «Железообрабатывающее ремесло Новгорода Великого» от 1959 года: «Особенно обильно представлены железные сковороды. В обиходе новгородских хозяек они довольно широко применялись, начиная с Х века. Сковороды ставили непосредственно на угли и быстро изнашивались (железо перегорало), поэтому археологи обычно находят их обломки». Писал Колчин и о сковороднике: «Шесть чапельников найдено в слоях XI – XII веков. Чапельники представляли собой длинные железные стержни, имевшие на конце небольшое развилье. Длина стержня была примерно 4,5 – 5 см. Другим концом железный стержень укреплялся в деревянной рукоятке или вставлялся острым черенком, или надевался втулкой».
И ещё один интересный факт о старинных сковородах. Сковородочная изба – так называли питейное заведение, где продавали спиртное на разлив, набирая вино из бочек черпаками, похожими на сковороду. Такая изба фигурирует в криминальном деле, случившимся 13 октября 1635 года в Белоозере (сейчас – Белозерск Вологодской области): «… на первом часу дни, в заутреню время, подьячей Дружина Жданов лежит за Покровскими воротами мёртв в платье своём, в чём ходил… При расследовании этого дела целовальник Костя Яшин показал: «сидит де он у государева питья в избе в сковородошной, продаёт вино в сковородки… и октября 12 день, в вечеру, часу в третьем ночи, приходили к нему аж 3 человека пушкарей и взяли де вина полсковородки… и выпив вино сошли из избы вон, а Дружина де у него в избе не бывал и вина не пивал».
Сковорода служила и «мерой для сыпучих тел». «Боярыня сковородку пшеницы прислала и мы кутьи наелись» - цитата из «Жития» протопопа Аввакума (пунктуация сохранена).
Сейчас сковородник вышел из широкого употребления и даже само слово многих ставит в тупик. А ведь совсем недавно он был просто незаменим в домашнем хозяйстве. Изначально делали чапельники кузнецы или мелкие мастерские, это была штучная работа, а в советский период было налажено изготовление сковородников в промышленных масштабах, методом заводской штамповки. В городских условиях деревянная ручка стала значительно короче, ведь в городе в подавляющем большинстве готовили на плитах, а не в печах.
На выставке «Интерьер 60-х годов» Культурно-выставочного центра «Усть-Балык»
вниманию посетителей представлены сковородники двух размеров – стандартный, длина ручки 21 сантиметр и увеличенный, общим размером 37 сантиметров.
Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Ключникова И.Ю.
Использованная литература:
1.Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2.Википедия, статья «Чапельник» код доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA
3.ARTEFACT, музей Новосибирска код доступа https://ar.culture.ru/ru/subject/skovorodnik-metallicheskiy
4.Дзен, статья «Пространная изба да сковородник или что делали в сковородочной избе», код доступа https://dzen.ru/a/ZA-_OYtX7AcpGbmc
5.Дзен, статья «Что такое забытый чапельник», код доступа https://dzen.ru/a/XjR5KxBF-18RBXxR
-
28.04.2025Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Листая пожелтевшие страницы…
-
Листая пожелтевшие страницы…
26 апреля 1986 год. Чернобыль - трагедия 20 века. Забывать нельзя!
Возможно, кто-то скажет, что нам не нужно говорить о Чернобыле. Новый век принёс в мир новые трагедии, масштабы которых отнюдь не меньше. Тем более, что Чернобыль в большей степени коснулся белорусского государства и в меньшей – России. Но не говорить об этом нельзя. Чернобыль… Чёрная страшная боль, которая коснулась своей смертельной рукой всех тех, кому была небезразлична страна и люди, ставшие на борьбу с радиацией.
Вот как это было…
Чернобыльская атомная станция расположена в Киевской области на севере Украины в 7 километрах от Украинско–Белорусской границы. Эти места богаты лесами и лугами, находятся вблизи того места, где река Припять впадает в Днепр. Станция начала давать электроэнергию в 1977 году. Четвёртый энергоблок был пущен в конце 1983 года.
26 апреля 1986 года при проведении планового ремонта произошла крупнейшая в истории атомной энергетики катастрофа. Два взрыва произошли последовательно в 1 час 24 минуты. В результате разогретые до высокой температуры фрагменты активной зоны реактора были выброшены на крыши некоторых помещений реакторного отделения, деаэраторной этажерки и машинного зала. Возникло свыше 30 очагов горения…
Чернобыльская трагедия в первую очередь затронула маленькую страну, нашу ближайшую соседку – Беларусь. В годы Великой Отечественной войны фашисты уничтожили на белорусской земле 619 деревень вместе с жителями. После атомного взрыва эта страна потеряла 485 деревень.
ИНФО: 29 апреля 1986 года самый высокий радиационный фон был зарегистрирован в Польше, Германии, Австрии, Румынии, 30 апреля – в Швейцарии и Северной Италии, 1-2 мая – во Франции, Бельгии и Нидерландах, Великобритании, северной Греции, 3 мая – в Израиле, Кувейте, Турции. Меньше недели понадобилось, чтобы Чернобыль стал проблемой всего мира.
Чернобыль – это не только техногенная катастрофа. Чернобыль унёс жизни мужчин и женщин, отцов и матерей. Он забрал у многих любовь….Из письма Владимира Правика.
«Здравствуйте, мои дорогие, хорошие Наденька, Наташка!
С большим приветом к вам ваш курортник и лодырь. Это потому, что я отлыниваю от воспитания нашей крошки Наташки. Живу я хорошо. Поселили нас в институте-клинике для осмотра. Как вы знаете, здесь все, кто был тогда, так что мне весело, ведь мой караул при мне. Ходим, гуляем, по вечерам любуемся вечерней Москвой. Одно плохо, что любоваться приходится из окна.
Надя, ты читаешь это письмо и плачешь. Не надо. Всё обошлось хорошо. Мы еще до ста лет доживем. И дочурка наша ненаглядная нас перерастет раза в три. А чувствую я себя хорошо. Не волнуйтесь, ждите меня с победой.
Крепко обнимаю, целую. Твой навеки Володя.
Москва, 6-я клиническая больница».
Десятого мая Володя ещё жил. Но к вечеру ему стало хуже. Он уходил из жизни с таким же достоинством, с каким прожил её. Ни стона, ни вскрика…
Отец и мать Виктора Кибенка, жена Таня получили разрешение повидаться с ним. Вместе побыли они немного…
«Вы не волнуйтесь. Все будет в порядке… Я сейчас, на минутку…
Он вернулся в свою палату и оттуда уже не вышел. Не выдержало сердце.
Еще день назад, 9 мая, они с Володей Правиком торжественно поздравили своих бойцов праздником Победы. Как и положено командирам».
Прошли годы, но людская боль и память не находят себе покоя. Пока живут родные и близкие люди, они помнят тех, кто погиб в схватке с невидимым врагом – радиацией. Пока мы помним, трагедия не может быть забыта. Она в наших сердцах и воспоминаниях.
ИНФО: По данным ООН, при аварии на ЧАЭС радиоактивному загрязнению подверглась территория в 155 тыс. кв. км. Повышенные дозы радиации получили 8,4 млн. человек в России, Украине, Белоруссии. 2670 деревень находятся на загрязненной от аварии территории. 27 городов находятся на загрязнённой территории. В них живут 2 миллиона человек. Там живут и любят, там растят детей. Там надеются и верят, помнят и берегут, веря в себя, свои силы, в человечество.
Пусть эта вера никогда не будет растоптана новой бедой и новым Чернобылем. Это зависит от нас с вами, от нашей ответственности, от нашего желания всегда и во всём оставаться Человеком.
Среди ликвидаторов Чернобыльской аварии были и наши земляки - нефтеюганцы. Вашему вниманию предлагаем посмотреть фрагменты выставки «Чернобыль: документы и факты», на которой представлены личные документы и фотографии «ликвидаторов», а также фотодокументальные свидетельства чернобыльской трагедии.
Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А.Полякова -
25.04.2025Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск Победители в музее
-
Победители в музее
25 апреля 2025 года в Государственном художественном музее торжественно открылась выставка «Победители».
Экспозицию приурочили к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. А включает она живопись, графику, скульптуру, эскизы к памятникам, плакаты и декоративно-прикладное искусство художников XX века из музейных фондов. И произведения современных югорских авторов, которые помогают сохранять историческую преемственность. Всего более ста экспонатов.
Открылась выставка с небольшого, но пронзительного выступления. В интерьере постоянной экспозиции классической русской живописи звучали песни военных лет в исполнении солистов КТЦ «Югра-классик» Инны Черных и Ирины Плотниковой.
Открывая выставку, начальник научно-методической службы музея Наталья Леонидовна Голицына особо отметила, что День Победы - это самый главный наш праздник. По праву всенародный и священный. И отмечать его необходимо с особым трепетом. Словно в подтверждении её слов в экспозиционном зале зазвучала запись «Акта о безоговорочной капитуляции Германских Вооруженных Сил» в исполнении легендарного диктора Юрия Левитана.
Всё это произвело неизгладимое впечатление на собравшихся, особенно на учащихся художественного отделения Центра искусств для одаренных детей Севера. И стало своеобразным сигналом для начала осмотра экспозиции под говорящим названием «Победители».
Не забыли и о героях сегодняшних. Каждый посетитель выставки «Победители» смог написать письмо солдату - участнику Специальной военной операции, выразив слова благодарности и безграничного уважения. Все «фронтовые треугольники», собранные во время работы выставки, будут переданы бойцам на передовой через МОО ПВ «СборХМ».
Мы уверены, что выставка станет не только источником вдохновения, но и поводом для глубоких размышлений о значении Победы для нашего народа. Познакомиться с творчеством Александра Дейнеки, Гелия Коржева, Ивана Астапова, Софьи Урановой, Евгения Вучетича, Олега Комова и наших югорских художников Сергея Устюжанина, Василисы Портновой, Александра Седова, Владимира Колова можно до 31 мая этого года.
-
24.04.2025Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Усть-Балык расширяет границы диалога со школьниками
-
Усть-Балык расширяет границы диалога со школьниками
Что объединяет проекты «Культура для школьников, «Культурные выходные» и Культурно-выставочный центр «Усть-Балык»? Конечно же, слово «культура». А также апрельский день, который к тому же совпал с Международным днем памятников и исторических мест. А приближение 80-летия Великой Победы добавило патриотических красок мероприятию.
В ТЦ «Рандеву» (г. Нефтеюганск) сотрудники музея Елена Белая, Зиля Серебренникова и Ксения Федусевич провели музейно-просветительскую программу «Память в камне». Посетители имели возможность совершить виртуальную экскурсию, которая транслировалась на многочисленных экранах развлекательного центра. «Прогулялись» по главным военным мемориалам страны, а также военным памятникам Нефтеюганска и района. После чего ребята на карте отмечали местоположение основных городских достопримечательностей, а также на время собирали пазлы. В творческом мастер-классе самые активные создавали флажок с главным победными символами страны – монументом «Родина-мать» и обелиском «Вечный огонь».
Мероприятие получилось познавательным и интересным, отметили взрослые, которые сопровождали самых маленьких.
Программу «Память в камне» сотрудники КВЦ «Усть-Балык» проводят с разными категориями школьников на протяжении всего месяца.
-
23.04.2025Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды...
-
Говорят музейные фонды...
Фотоаппарат «Зенит-ЕТ»
В наше время существует множество моделей фотоаппаратов, которые помогают человеку сделать снимки, имеющие очень высокое качество. Ежегодно выпускается все больше новых моделей, которые оснащены различными функциями.
Создание фотоаппаратов - это результат труда многих ученых и изобретателей. История фотоаппарата начинается с его прообраза - камеры-обскуры. Это устройство, которое проецировало изображение внешнего мира на плоскую поверхность. Первые камеры-обскуры появились давно, но в XVIII веке древнее изобретение начали применять для фиксации изображения.
В фондах Музейного комплекса хранится порядка 60 различных фотоаппаратов различных производителей и годов выпуска. Среди них есть фотоаппараты марки «Зенит-ЕТ».
«Зенит-ЕТ» - малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат с ручной установкой экспозиции и встроенным несопряженным селеновым экспонометром, выпускавшийся на Белорусском оптико-механическом объединении с 1982 по 1995 год. Так же в небольшом количестве был выпущен на Красногорском механическом заводе. Всего было изготовлено около 3 миллионов экземпляров.
Этот фотоаппарат компактный и удобный, с ручной фокусировкой, имеет литой алюминиевый корпус и фокальный шторно-щелевой затвор. Счетчик кадров механический, оснащен автоспуском (время срабатывания от 9 до 15 секунд). Имеется боковое гнездо под штатив и центральный синхроконтакт под вспышку. Часть камер «Зенит-ЕТ» выпускалась без механизма «прыгающей» диафрагмы, а часть – с этим механизмом. Соответственно камера комплектовалась объективами «Гелиос 44-2» и «Гелиос 44-М».
Увидеть фотоаппараты из фондов Музейного комплекса можно на различных тематических выставках в течении года.
Черненко А.Н.
Фотографии из фондов- Кобылина Н.И.
Список источников и используемой литературы:
1. Фонды Музейного комплекса
2. Суглоб В.П. 1200 фотоаппаратов из СССР: каталог- классификатор / Суглоб В.П., Кочергин С.Н., Шатерник Г.М.- Минск: Медиал, 2009. – 656С.
3. Сайт «Цифровой океан РФ». Электронная точка доступа -https://digitalocean.ru/n/kto-izobrel-fotoapparat