Новости

Музей
28.12.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Вот и снова Новый год!

Вот и снова Новый год!

Многим нравится наряжать ёлку старыми новогодними игрушками, которые отличаются "теплотой", "мягкостью", их приятно брать в руки, их интересно разглядывать. Многими из этих игрушек уже не украшают ёлки, но бережно хранят, ведь по их сюжетам, как по учебнику истории, можно прочитать не только историю ёлки, но и целую главу истории нашей страны.

Символы эпохи из картона, ваты и стекла — от дирижабля до мини-ёлки для тесной коммуналки представлены на выставке советских елочных игрушек в «Музее реки Обь». Посетители увидят много украшений из ваты, стекла, папье-маше и других материалов. Многим представленным экспонатам уже более 70-80 лет, а самые странные вообще не похожи на новогодние декор. На выставке можно увидеть много нового, интересного. Например, о том, что первыми стеклянными украшениями для российских елок стали бусы крестьянок, а жителям коммуналок в 50-е годы предложили комплект из настольных елок и мини-шариков.

Интересно, что привычные поколению 80-х годов стеклянные игрушки в нашей стране освоили не сразу, хотя они появились в Германии ещё в 1848 году. В России вообще своя история изготовления елочных игрушек. В конце XIX века в городе Клин работал стекольный завод Александра Меньшикова, там изготавливали стеклянную тару - например, аптечные бутылки. Постепенно вокруг завода образовались маленькие кустарные предприятия - крестьяне всей семьёй выдували стеклянные бусы, которые носили девушки. Этот промысел назывался камушным — от слова "камушки". И стеклянные украшения в России начались именно с этих бус, которые потом стали гирляндами.

В музее можно увидеть и легендарный набор «Ёлка-малютка», который высоко оценили советские граждане. В 50-е годы многие жили в коммуналках, и специально для них начали продавать маленькие настольные ёлочки с украшениями в комплекте, причём, качество набора было высоким. Такие деревца использовали ещё многие годы.

Создавали праздничный декор и в технике картонаж, то есть из картона. Много заготовок для них привозили из Германии. В советские годы такие игрушки были в ходу с конца 30-х по 60-е годы, а в Российской империи им вовсе не было равных. В начале века картонаж был самым популярным, ну и, конечно, сладости. Знаете ли вы, что в Петербурге в кондитерских продавались ёлочки, уже наряженные конфетами и пряникам?

Музейную подборку рождественских и новогодних игрушек можно смело назвать настоящей коллекцией доброты, ведь наибольшее количество из них подарено абсолютно бескорыстно и от чистого сердца разными людьми: простыми горожанами, старожилами города, сотрудниками музея.
С наступающим Новым 2025 годом!

Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.Полякова

Выставка под названием «Зима студеная» работает в «Музее реки Обь» до конца января. Ждем посетителей в часы работы музея. Двери музея открыты для вас  и в праздничные дни (3,4,5 января). Информацию можно узнать на сайте Музейного комплекса (https://museum86.ru/). Посетите музей и получите свою порцию замечательного новогоднего настроения!

X
27.12.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды…

Говорят музейные фонды…

Ах ты, моя душечка, белая подушечка!

Поздно ночью у подушки,
Когда все утомлены,
Вырастают маленькие ушки,
Чтобы слушать сны…
Вера Инбер

Быт современного человека просто невозможно представить без постели, а постель без подушки. Пуховые, латексные, бамбуковые холлофайбер, силикон… Список наполнителей для этого аксессуара для сна необычайно велик, как и сама форма подушки.

В это сложно поверить, но сравнительно недавно подушки были роскошью и их наличием в доме даже хвастались.

Археологи утверждают, что первые подушки появились в Древнем Египте, но служили они больше для сохранения затейливых причёсок, а не для сладкого сна. Изготавливали эти подушки из дерева, фарфора или металла, а для защиты спящего от тёмных сил на поверхность наносили изображения различных богов. Интересно, что подушки такого типа использовались вплоть до 19 века.

Первые мягкие подушки появились у ценящих комфорт и удобство древних греков. Чехол из плотной ткани или кожи, богато украшенной вышивкой, бахромой или бисером они набивали сушёной травой, шерстью или перьями птиц. Как и в Египте, подушка у греков считалась признаком достатка, поэтому и на количество в доме этого аксессуара, и на украшения для него богачи не скупились. Народ попроще делал себе валики с конским волосом, сеном или сушёными водорослями.

Жители Древнего Рима тоже по достоинству оценили подушки, особенно пуховые. Известны случаи, когда военачальники освобождали солдат от военной службы, отправляя тех добывать пух диких гусей, а император Октавиан Август мечтал завладеть подушкой своего обанкротившегося подданного, ведь тот, лишившись всего состояния, имел спокойный и крепкий сон. Император приписывал это мистическим свойствам именно подушки.
В Древнем Китае важные мандарины отдыхали на подушках из бамбука, бронзы, фарфора и нефрита. Известна даже подушка, полностью изготовленная из драгоценных металлов.

В Северной Корее по затылкам детей можно было определить, из какой он семьи. Дети в обеспеченных семьях спали на мягких подушках, поэтому и затылки у них были более круглой формы, в то время как дети из бедных семей обходились без подушек, поэтому затылки их были плоскими.

В Англии долгое время считалось, что подушками прилично пользоваться только женщинам после родов, а если мужчинам, то только больным. В широкое пользование подушки вошли только при династии Тюдоров, правивших с 1485 по 1603 год.

На Руси пуховая подушка тоже долгое время считалась предметом роскоши. Богатые люди набивали свои подушки пухом и пером птицы, крестьяне – сеном и конским волосом, на Севере мешки под голову набивали шерстью оленя. Особенно много подушек было в купеческих семьях, где кровати отводилось особое, почётное место, ведь пирамида из подушек говорила о благополучии семьи. Молодые девушки обязаны были иметь подушки в качестве приданого, их потом на свадьбе торжественно вручали жениху.

Интересная традиция была на Дону. Там тоже изготовлением приданого девушки занимались с малых лет, и особую роль выделяли именно подушкам. У донских казаков принято было придавать им разные формы, связанные с типажом невесты – у блондинки подушка могла быть в форме белой кошки, а у брюнетки – черной собаки. Считалось, что уходя к мужу, молодая жена должна принести с собой не менее трёх подушек.
Дружинники тоже не уходили в поход без подушек, только набивали походную подушку не сеном, а крупой для каши или овсом для коня.

Участвовала подушка и в святочных гаданиях на суженого. Для того, чтобы будущей невесте приснился будущий жених, нужно было положить по подушку прутик от веника, а на Рождество в подушку прятали еловую ветку для обеспечения счастья и здоровья на весь год.

В старых советских фильмах, в сценах, связанных с переездом, практически всегда присутствовали горшки с цветами и узлы с подушками, ведь именно цветы на подоконнике и кровать с пирамидой из подушек и олицетворяли уют в доме. В отличие от современных, разновидностей подушек тогда было крайне мало: пуховые, пухово-перьевые и ватные. Лучшими, конечно, считались пуховые подушки, особенно сделанные в деревне из своей птицы. Вторыми по качеству шли подушки из Китая. Ватные подушки были обычно в казенном быту – в общежитиях, детских лагерях и больницах. Вата очень быстро скатывалась и поэтому единственным положительным качеством ватной подушки была её копеечная цена.

Современная подушка – это сложная ортопедическая конструкция, которая разрабатывается с применением компьютера, ведь нужно учесть более двухсот факторов, от анатомии человека и особенностей сна до вида материалов, используемых в изготовлении. Сейчас подушки изготавливают любых размеров и форм, цветов и рисунков. Есть даже подушки для аллергиков и детей. Свою лепту вносят и дизайнеры, для одиноких женщин есть подушки в виде мужского торса с обнимающей рукой, для мужчин – в виде женских колен. В Японии популярны подушки-будильники. Когда приходит время подъёма, она начинает вибрировать и шевелиться, а если человек не встаёт, то получает небольшой удар током. Есть даже подушка, оснащённая десятками сенсоров, которые анализируют особенности сна человека и потом выдают рекомендации по состоянию здоровья.


Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Ключникова И.Ю.
Методист Серебренникова З.Ф.

Использованная литература:
1.Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2.Сайт «Архитектория», точка доступа https://architektoria.ru/blog/istoriya-podushki/
3.Сайт Культурология.РФ, статья «Какие традиции связаны с подушками на Руси, чем «надька» отличалась от «думки» и другие факты.», точка доступа https://kulturologia.ru/blogs/221222/55037/
4.Сайт Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова. Статья «История подушки», точка доступа https://pskovlib.ru/obzori/istoriya-veshchej-sx/10554-istoriya-podushki
5.Сайт «Люкс-ЮГ», статья «История происхождения подушек» от 11.07.2021г.
точка доступа https://lux-yug.ru/article/istoriya-proishozhdeniya-podushek

X
26.12.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Доска почета.

Доска почета.


К 90-летию со дня рождения МОСКАЛЕНКО НИКОЛАЯ АНДРЕЕВИЧА
(27.12.1934-18.07.2011)

Родился 27 декабря 1934 года в селе Чапаевка Кегичёвского района Харьковской области. В 1958 году окончил Харьковский автомобильно-дорожный институт и, получив распределение в город Долина, работал механиком участка, а затем главным механиком в тресте «Долинанефтегазстрой».

В 1967 году с семьей переехал в Нефтеюганск, по приглашению И.И. Трегубенко - руководителя треста «Нефтеюганскгазстрой», на работу на должность главного механика треста. Трест проводил основные работы по обустройству Усть-Балыкского и Правдинского месторождений, строительству Сингапайского товарного парка, трансформаторной подстанции «Островная», овощехранилища, жилья и многих социально-бытовых объектов в Нефтеюганске и поселке Мушкино (ныне Пойковский).

В 1969 году Н.А. был избран вторым секретарем Нефтеюганского горкома КПСС, а через год председателем Нефтеюганского горисполкома. При его непосредственном руководстве было начато строительство дороги на Сингапай, больничного городка в седьмом микрорайоне, открылась детско-юношеская спортивная школа, сданы в эксплуатацию кинотеатр «Юган» и Дом культуры «Юность», вышел первый номер городской газеты «Нефтеюганский рабочий», создано местное радиовещание - передачи шли в прямом эфире.

Из воспоминаний Н.К. Эскиной – главного хранителя фондов НГ МАУК «Музейный комплекс»:
«Николай Андреевич никогда не отказывал в помощи. Для подготовки в печать нескольких изданий по истории города Нефтеюганска он предоставил свои воспоминания-рукописи. Сегодня эти документы, вместе с личными вещами и фотографиями, стали уникальными экспонатами на выставках Музейного комплекса, с ними работают краеведы-исследователи, учащиеся школ города, студенты высших учебных заведений».

С 1972 по 1974 год Н.А. Москаленко являлся слушателем Высшей партийной школы при ЦК КПСС. После ее окончания в 1974 году возглавил исполнительный комитет Нижневартовского Совета народных депутатов, а в 1980 году избран вторым секретарем Ханты-Мансийского окружного комитета партии.

В 1982 году поселку Ноябрьск присвоили статус города, и Тюменский обком партии утвердил Н.А. Москаленко в должности председателя оргбюро по проведению первой сессии городского Совета и первой партийной конференции. На этой конференции делегаты избрали Н.А. первым секретарем Ноябрьского горкома КПСС. Под его руководством необычайно быстрыми темпами строился город, линии электропередачи, аэропорт, автодороги, объекты соцкультбыта, разрабатывались и осваивались новые месторождения. В декабре 1984 года Николая Андреевича назначили на должность заместителя председателя Тюменского облисполкома.

Из воспоминаний Н.Л. Леонтьевой - Заслуженного работника культуры РСФСР, Почетного гражданина города Нефтеюганска:
«Когда Николай Андреевич по долгу службы работал в других городах Ханты-Мансийского автономного округа и Тюменской области, он постоянно держал на контроле развитие города Нефтеюганска. Занимая высокие посты, старался решать проблемы нашего города, если от него это зависело».

Выйдя на пенсию, Николай Андреевич работал помощником депутата Тюменской областной Думы, активно занимался общественной работой, был членом Общественной организации «Землячество». С юношеских лет он играл на нескольких музыкальных инструментах, занимался живописью, сочинял стихи, писал прозу. В зрелые годы Николай Андреевич всерьез взялся за увековечивание исторических фактов, имен первопроходцев. Его статьи можно найти в книгах, журналах и газетах 1990-х – начала 2000-х гг. Его воспоминания стали уникальными документальными свидетельствами строительства и развития Нефтеюганска.

Награжден орденом «Знак Почета» (1971 г.), медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970 г.), «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» (1976 г.), удостоен звания «Отличник бытового обслуживания РСФСР» (1977 г.), Почетный работник топливно-энергетического комплекса РФ, «Почетный гражданин города Ноябрьска» (2000 г.)
Скоропостижно скончался 18 июля 2011 года в городе Тюмень.

Безукладникова Е.А.
Фотографии из фондов – Кобылина Н.И.

Источники и литература:

1)    Фонды НГ МАУК «Музейный комплекс»
2)    Человек Севера. (К 80-летию Н.А.Москаленко). – Тюмень: «Вектор Бук», 2014. – 200 с.

X
25.12.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Сквозь время и пространство

Сквозь время и пространство

Как появился медведь?

Всем известен зверь-медведь. Его можно встретить в мифах и легендах, песнях и сказках, книгах, кино и, конечно же, в лесу. Как же он появился? В ходе эволюции подумаете вы.
Действительно, согласно мнению учёных медведи произошли от Ursus minimus («Самый маленький медведь») около 5-6 миллионов лет назад, а прямым предком современных и ряда вымерших медведей (в т.ч. пещерного медведя) является Ursus etruscus («Этрусский медведь») живший от 1 до 2 миллионов лет назад. Современный бурый медведь, который нас интересует в большей степени, сформировался как вид около 250 тыс. лет назад. Это был длительный процесс развития семейства медвежьих и рода медведей занявший миллионы лет.

Но у хантов и манси свои представления на этот счёт. Так, в мифологии обских угров имеют место разные версии происхождения медведя.
Одна из таких легенд рассказывает о том, как некий богатырь любил бродить по лесу в одиночку. Но, однажды, забрался он так далеко, в такую глушь, что не мог даже повернуться назад. Деревья стеной обступили его.

Долго шёл богатырь, пока не выросла перед ним колода на одну четверть покрытая мхом. Силён был мужчина, но как ни старался не мог преодолеть препятствие. Тогда решил он снять всю свою одежду и, таким образом попытаться перелезть через колоду. Сделав это, он перелез через колоду, но вдруг почувствовал, что тело его стало очень тяжёлым. Взглянул охотник на себя и увидел, что покрылся шерстью (то был мох который прирос к нему пока он перелезал через колоду). Из груди его раздался рёв. Перелез богатырь назад, чтобы снова надеть одежду которую оставил, но на месте её не нашёл, потому как злой дух устроивший это украл одежду. Охотник не мог больше вернуться к людям и остался жить один в лесу. Был человеком, а стал медведем.

Данная легенда относится к группе легенд по которым появление медведя произошло через превращение человека. Другая говорит о превращении мальчика в медведя за трижды нарушенный материнский запрет.

Но наиболее распространённая группа говорит о спуске медведя с неба. Происходило это по разным причинам. В одном варианте говориться о том, что Нум-Торум спустил с неба свою дочь-медведицу (или сына-медведя), по её/его же просьбе.

Нарушив запрет отца медведица вышла из дома поиграть с необъезженными конями, которые сломав загородки погнались за медведицей. Убегая она чуть не провалилась в небесную дыру, а когда спаслась от коней решила взглянуть вниз и увидела землю, которая показалась ей очень красивой. Когда Нум-Торум вернулся дочь начала просить спустить её вниз. Попав же на землю, медведица осталась на ней жить.

По другой версии сын-богатырь был спущен чтобы присматривать за людьми, следить за исполнением ими клятв.

Не менее интересной является легенда об изгнанном с неба отцом-медведем непослушном медвежонке Не известно, чем он прогневил отца, однако, известно, что упав вниз, медвежонок застрял в ветвях дерева, после чего умер. Из его трупа выпали на землю черви превратившиеся в медведей. Из самых крупных червей – вырастали длиннохвостые, большие таежные медведи, а из маленьких червей — маленькие северные бесхвостые медведи.

С тех пор и живут они здесь, на Югорской земле.


Список литературы:
1.    Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2.    Мифологическое время [Альбом-каталог на русском и английском языке] / Государственный музей Природы и Человека; [отв. ред. М. Южанинова, сост.: Е. Перевалова, С. Лёзова, фот.: А. Маковнев, Б. Головченко, пер. на англ. Т. Говорухина, худож. Е. Клодт]. – Москва: Эпифания, 2003. – 215 с.: цв. ил.
3.    Мифология хантов/В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Т.А. Молданов, Т.А. Молданова/научн. Ред. В.В. Напольских. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2000, 310.: ил., карт.
4.    Мифы, предания, сказки хантов и манси. Пер. с хантыйского, мансийского, немецкого языков. Сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукиной, под общей редакцией Е. С. Новик. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. — 568 с. (Сказки и мифы народов Востока).
5.    Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: «Издательство «Тезис». 2000 г., 344 стр. с илл.
6.    Из открытых источников в сети интернет.

Методист Игнатенко К.С.












X
24.12.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды…

Говорят музейные фонды…

Шкатулки - украшение для украшений.

В незапамятные времена для хранения предметов быта человечество изобрело ящики — сундуки, ларцы, шкатулки. В больших сундуках обычно хранили платья, ткани, меха, другие ценные вещи, в отдельные ящики складывали мечи, кинжалы и остальное оружие. А вот для хранения мелких предметов: украшений, драгоценностей, пуговиц, ниток, бусинок — приспособили маленькие ларцы и шкатулки.

История возникновения шкатулки гласит, что они первоначально представляли из себя простые деревянные ящички с крышкой, которые часто декорировали  резьбой, рисунками, также их украшали драгоценными камнями, внутреннюю обивку делали красивыми тканями. Позже для создания шкатулок стали использовать и другие материалы, такие как фарфор, хрусталь, металл, керамика, камень.

Шкатулки изготавливались вручную, часто по индивидуальному заказу для конкретного человека и для определенной цели, поэтому такая шкатулка порой могла быть даже дороже, чем то, что в ней находилось. Чтобы уберечь дорогое содержимое от посторонних взглядов и воровства, шкатулки закрывались замками, оснащались потаённым двойным или даже тройным дном. Открыть такой замок с секретом мог только сам владелец, их создатель и ограниченное число людей. Например, египетская царица Клеопатра хранила в ларцах и шкатулках не только свои драгоценности, но и благовония, оружие и даже яды.

Пик популярности шкатулки пришелся на XIX век — время роскоши и процветания. Уникальная коллекция знаменитого ювелирного мастера Фаберже стала символом русской истории, богатства и могущества царской России. Мастер делал пасхальное сувенирное яйцо-шкатулку ежегодно к весне только для членов царской семьи. Каждое «яйцо» было уникальным, имело внутри сюрприз в виде пасхальной курочки и эмалевых портретов членов царской семьи.

В России шкатулки издавна делались из дерева, бересты, камня, чугуна, глины. И до наших дней сохранились художественные промыслы, которые узнаются с первого взгляда: красные и золотые цвета на черном фоне (хохлома), сине-голубые рисунки на белом фоне (гжель), росписи на тему сказок и исторических сюжетов (палех), а также городецкая роспись, каслинское литье и другие. Знаменитые шемогодские мастера Великоустюгского уезда вырезали на бересте орнаменты, называемые «берестяным кружевом». Этими кружевами из бересты украшались деревянные шкатулки, а также туеса, табакерки, тарелки и другие предметы. Также с XIX века особо ценятся шкатулки из папье-маше.

Художники и иконописцы из подмосковного села Федоскино украшали шкатулку, покрытую лаком, миниатюрными копиями картин известных российских и европейских художников. Даже неописуемо красивые шкатулки не обходятся одной лишь декоративной функцией, они всегда находят практическое применение, ну хотя бы сохраняют историю в своих рисунках и украшениях.

Сувенирные шкатулки несут в себе информацию о каком-то событии или историческом месте, музее или городе. Очень красивы и интересны шкатулки с музыкой и часами. Тематические шкатулки в виде домиков, яиц, фруктов, животных из любого материала имеются практически в любом доме. Например, бонбоньерка (шкатулка для конфет) или раскладная шкатулка для путешествий с мелкими предметами.

Во вместительной шкатулке очень удобно хранить предметы для рукоделия. В прошлом рукоделие почиталось очень высоко, каждая уважающая себя девушка должна была уметь шить, вышивать, вязать, и такая шкатулка считалась очень ценным подарком. Сохранились шкатулки с секретами, в которых разложены инструменты для рукоделия, изготовленные из серебра, золота, инкрустированные драгоценными камнями.
Всегда практичны шкатулки для делового человека — в них хранятся письменные принадлежности, печати и другие ценные вещи. И даже современный сейф — это практически та же шкатулка с электронным замком, открыть его можно, как и старинную шкатулку, с помощью ключа или кода.

Сегодня ассортимент шкатулок очень велик, они отличаются не только цветовой гаммой, формой, но и размерами. Кроме того, что их используют для хранения украшений, существуют и специальные шкатулки: «первый зубик», «первый локон». Сейчас в моде шкатулки, имеющие несколько отделений, выстланные мягкой тканью, чтобы у каждого украшения было свое место. Крышку ларца оснащают различными элементами: механизмом закрывания, зеркалом, замочком.

А какие же шкатулки хранятся в фондах  Музейного комплекса? Их не так много, но они очень разные: и по форме, и по оформлению, и по назначению, и служили они разным людям. Вашему вниманию предлагаем посмотреть фотографии этих шкатулок и о некоторых из них узнать интересную информацию.

1.Шкатулка деревянная с крышкой. 1960-70-е гг ХХ в. МК КП-
Шкатулка покрыта морилкой коричневого цвета. Собирательская работа сотрудника музея Мартемьяновой И.Ю.
Выставки: из цикла «Деньги в России» (к 85-летию ХМАО-Югры).

2.  Шкатулка к Сувениру "Зооморфное изображение". Конец 1990-х гг. НВ-2065/2
Из дерева светло-коричневого цвета, с накладной крышкой, на лицевой стороне которой вырезана криволинейная розетка обских угров, на внутренней стороне приклеена цветная фотография с изображением моста через р. Обь в районе г. Сургут, дно изнутри  покрыто тканью черного цвета. Детали склеены.
Выставки: из цикла "Деньги в России" (к 85-летию ХМАО-Югры)

3.Шкатулка деревянная с откидной крышкой.  Конец 1970-х гг. МК КП-7966.
На лицевой стороне крышки в центре рельефное изображение виноградных листьев и грозди винограда в виде объемной аппликации, обрамленное в рамку; по бокам с трех сторон рельефное изображение двух виноградных листочков. Собирательская работа сотрудника музея Эскиной Н.К.
Выставки: «Мир советской женщины»; «Новогодняя сказка»; «Образы женщин в профессиях»; «Предметы ушедшей эпохи», «Старые добрые сказки», «Зима студеная».

4. Шкатулка музыкальная. 1980-е гг. МК КП-7504
Из черного пластика, на крышке золотистый контурный рисунок. Внутри три отсека, в центральном - механизм для извлечения звука, по бокам - для хранения украшений. Механизм закрывается зеркальной крышкой со сквозным отверстием для размещения фигурки на оси, которая двигается при заводе музыкального механизма (в шкатулке данная фигурка отсутствует), в центре винт для завода механизма.
Выставки: «Предметы ушедшей эпохи», «Зима студеная».

5. Шкатулка для рукодельных принадлежностей. 1960-е гг. МК КП-1498/19
Из пластмассы зеленого цвета, на крышке узор - розетка в виде двух квадратов из растительных элементов. Собирательская работа сотрудника музея Дзыгман Г.И.
Куплена в середине 1960-х годов в магазине п. Мушкино (сейчас - п.г.т. Пойковский), использовалась в разное время для хранения предметов для рукоделия - ниток, игл, пуговиц, а так же для хранения аптечных принадлежностей. Цена - 1 р.30 к.
Выставки: «От истоков к современности»; «Родники народные», «Крепка семья - крепка держава», «Предметы ушедшей эпохи».

6. Шкатулка сувенирная. СССР, Украина, Киевский горместпром Фабрика сувенирно-подарочных изделий.1970-е гг. МК КП-9530
Из дерева, покрытого лаком черного цвета, круглая; на крышке роспись - цветной растительный орнамент в ярких цветах. Принадлежала семье Пака Анатолия Ивановича.
Выставки: «Предметы ушедшей эпохи», «Зима студеная».

7. Шкатулка декоративная. 2000-е гг.
Из металла, позолоченная, декорированная объемными узорами; крышка с навершием в виде граненной прозрачной бусины; по бокам приклеены три круглых страза, в нижней части - 6 «ножек», на дне - 3 круглые вставки-наклейки
Выставки: «Предметы ушедшей эпохи».

8. Ларец. Челябинская обл. Каслинский завод. ХХ в. МК НВ-1019
Литьё из чугуна, черного цвета, в виде квадратной коробочки со съемной крышкой с ажурными стенками (каслинское чугунное литье). Бытовала в семье Денисовых.
Выставки: «Культурные традиции: от бабушки внучке», «Выставка из цикла "Деньги в России" (к 85-летию ХМАО-Югры)», «Прекрасное в простом», «Мир советской женщины», «Предметы ушедшей эпохи»

9. Шкатулка торговой марки "Remeco Colltction". Китай. Начало XXI в. МК КП-7522
Из металла серебристого цвета, в виде чаши овальной формы с откидной крышкой с фигурной ручкой в центре, снаружи по устью и краю крышки рельефный бордюр с геометрическим рисунком; внутри обтянута ворсовой тканью бардового цвета.
Выставки: «Крепка семья – крепка держава», «Мир советской семьи», «Предметы ушедшей эпохи», «Зима студеная».

10. Шкатулка настенная «Октябрю 70 лет». СССР. 1987 г. МК КП-9703
Из лакированного дерева желто-коричневого цвета с удлиненной задней стенкой. Откидная крышка шкатулки расположена вверху, на лицевой стороне - роспись в виде цветов разного цвета.
Сдатчиком является сотрудник музея Безукладникова Е.А.

11. Шкатулка из открыток. СССР.
Его детали вручную обшивались иголкой либо обвязывались тонким крючком. Подготовленные элементы сшивались по окантовке. Внешний вид шкатулки зависел от фантазии и мастерства умелицы. Такие шкатулки было во многих советских семьях. Сдатчики неизвестны, а шкатулки интересные.

Выставки: Шкатулки из поздравительных открыток представлены на стационарной выставке «Жилой дом. Интерьер 1960-х гг.», Культурно-выставочный центр «Усть-Балык».

В преддверии Нового года в "Музее реки Обь" открылась новогодняя выставка «Зима студеная». Выставка занимает небольшие музейные витрины, но она вместила  в себя множество удивительных и интересных экспонатов связанные с зимой: одежда, зимний спортивный инвентарь, елочные игрушки советского времени, коллекция Дедов-Морозов и др.  Выделена полочка и под шкатулки, которые в свое время могли быть новогодним подарком или украшением для украшений.

Приглашаем жителей города на выставку, которая познакомит с новогодней коллекцией и подарит вам замечательное настроение в преддверии Нового года!

Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А.Полякова
Фото музейных предметов Н.Кобылиной

Использованы:
1.    Материалы из фондов Музейного комплекса
      2. https://idea.vrnlib.ru/article/istoriya-shkatulki/
      3. https://www.livemaster.ru/topic/1234219-ukrashenie-dlya-ukrashenij-ili-iz-  istorii-shkatulki
      4. просторы интернет, свободный доступ

X
23.12.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Загадки древних артефактов

Загадки древних артефактов


Таёжная мистика и её сверхъестественные и очень мелкие участники.

Что касаемо сверхестественных существ, то в наше время на примере восточных хантов принято различать две их большие группы. Одни - лункэт «боги», «божества» и другие - йэлэк-канлэх отэт («духи», «злые духи», «черти», «маячки»). Отличия лункэт от йэлэк-канлэх отэт заключаются в том, что последние недолюбливают людей. Поэтому к духам не обращаются с молитвой, им не делают приношений. Места обитания духов ханты называют атым тохи («нехорошее место»), их стараются избегать. Места поклонения божествам обозначаются как йымынг тохи («священное место»). Именно к лункэт обращены молитвы восточных хантов, они же являются адресатами угощений и жертвоприношений во время обрядов на священных местах.

Мир биполярен. Всё сущее обязательно имеет свою противоположность – день и ночь, верх и низ, свет и тьма, жизнь и смерть, плюс и минус, мужчина и женщина, инь и ян… И все модели космоса, сконструированные пытливым сознанием наших предков, тоже строились по модели бинарной оппозиции. В них всегда есть Добрый Верх (на небесах, в раю, высоко в горах, в верховьях реки…) и Злобный Низ (под землёй или под водой, в аду, в устье реки…). И каждый из богов, духов и мифических героев в соответствии со своей ипостасью и предписанной ему ролью в регулировании жизни конкретного человека или целого социума получал прописку на каком-то из полюсов Мироздания. Были, конечно, и те, которые умудрялись сообщаться между разными мирами – та же утка, к примеру…

Но не о них сейчас речь, а о… стрекозе. Да, насекомые, в отличие от птиц, животных и даже рыб, занимали гораздо более скромное место в мифологии, фольклоре, религиозных воззрениях и обрядовых практиках. Наверное, их малые размеры и незначительность влияния на существование людей были тому причиной. Однако ж насекомое насекомому рознь. Если, скажем, муравьи или майские жуки не играли никакой роли в жизни человека, то и в его культуре они почти никак не зафиксировались. Другое дело – комары, слепни и другие летающие кровососущие. Как они могут отравить летнее проживание в лесу, знает каждый, кто хоть раз побывал в Сибири. А уж коренные сибиряки тем более. Посему эта злонамеренная часть насекомых не могла не отразиться в фольклоре хантов, манси, ненцев, селькупов и их соседей. В мифах и сказках происхождение этих кровопийц всегда связывается со злобными существами Нижнего мира, болезнями. Многочисленные сюжеты на эту тему в целом рисуют две модели появления комаров и мошек в мире людей. По одной, они попали через отверстие, которое пробил меж мирами посох божества из агрессивного Нижнего мира. По другой версии, в этом повинны сами культурные герои, которые, не подумав, сунули поверженного врага в огонь, а тот возьми да и навреди на последнем издыхании на все века вперёд.

Вот как об этом повествует селькупская версия сюжета: «…Итьте срубил несколько больших деревьев, сделал из них костёр, развёл огонь и бросил в него тело великана, который вскоре сгорел и превратился в пепел, но в тлеющих углях челюсти Пюнегуссе всё же двигались, скрипя друг о друга, и был слышен голос, вскричавший: «Вы убили и сожгли меня, но я всё же буду продолжать мучить людей: каждое лето ветер будет развевать мой пепел, и пылинки будут летать кругом людей и сосать их кровь»». В обско-угорских версиях этого сюжета в роли невольного виновника появления кровососущих оказывается младший сын Нуми-Торума, победивший страшного менква.
«Враг моего врага – мой друг» – истина старая. И потому стрекозы – хищные насекомые, пожирающие комаров, мошек и прочий гнус, – закономерно были наделены людьми лестными характеристиками и отнесены к положительным образам мироздания.

В отличие от кровососущих, стрекозы не связывались с агрессивным Нижним миром. Более того, их стремление пожирать своих собратьев по классу беспозвоночных членистоногих животных, то есть извечная война с порождением Преисподней, а также способность взмывать к небу отвели им место в Верхнем мире, среди светлых божеств. Ханты р. Агана, которые называли стрекозу «растопыренные крылья дед» прямо говорят, что она «относится к богам». А одно из названий этого крылатого насекомого у хантов р. Сыня включает в себя слово «ангел».

У хантов р. Тромагана стрекоза даже имела собственное имя – Ики-Тарн. Вообще-то Тарном называли духа войны – агрессивного и злобного. Как он выглядит, никто не знает. Есть поверье, что обличье этого духа могли лицезреть лишь воины за мгновение до смерти, но передать описание другим они по понятным причинам уже не могли. Почему насекомое вдруг получило имя столь грозного воителя, современные ханты и сами объяснить не могут.  Вполне возможно, причиной стали высокие боевые качества стрекозы, которые она демонстрирует в охоте на других насекомых.

Впрочем, в противоречие образу злобного и воинственного героя фольклорная традиция приписывает Ики-Тарну и весьма гуманную миссию – именно он в экстремальных условиях Великого потопа энергично спасал людей, вытаскивая их из воды. По этой причине сегодня считается правилом обязательно вытаскивать из воды упавшую стрекозу – такое вот воздаяние «за заслуги перед человечеством».

Считается, что каждый род ведёт своё происхождение от того или иного предка, представлявшегося в виде зооморфного существа. У манси верхнего течения р. Северной Сосьвы и нижнего течения р. Тапсуя таким предком является самец стрекозы.

Именно такой образ имело местное очень почитаемое божество по имени Сехрин-ойка / Чохрынь-ойка. Его считали кузнецом, однако обращались за помощью и покровительством по самым разным поводам, особенно часто – для избавления от хворобы. Считалось, что этот кузнец-целитель своим тонким ножом мог быстро и безболезненно вскрыть фурункул, убрать нагноение в ухе, провести другие несложные хирургические манипуляции. «Стрекоза – это образ души Сехрин ойки».

Центром поклонения Мужчине-стрекозе являлось селение Тапас-сунт на р. Тапсуе. Здесь находится посвящённое ему святилище, сакральным центром которого служило деревянное изображение божества под навесом и рядом стоявшая толстая ель для жертвоприношений. Каких? Конечно же, ножей – они втыкались в ствол. Наиболее желаемым даром считался щохри – традиционный нож с узким лезвием. Но при его отсутствии для жертвы годился любой клинок – сегодня среди воткнутых в ствол подношений можно увидеть и кухонные ножи промышленного производства, и отвёртки, и ножницы… Считалось, что до адресата быстрее дойдёт тот нож, который будет всажен в дерево выше других, и для достижения этой цели паломники проявляли чудеса эквилибристики, выстраивая сложные пирамиды не хуже бременских музыкантов.

Считалось, что Чохрынь-ойка любит нюхательный табак. Поэтому, даже ещё в недавние времена тотального культивирования табака жертвенный нож нередко обматывали табачными листьями.
Сакрализация образа стрекозы характерна не только для хантов и манси. К примеру, у кетов в прошлом наиболее почитаемые, великие шаманы, имевшие покровителей на самом верху языческого пантеона, назывались  «стрекоза».

В традиционном изобразительном искусстве народов Сибири образ стрекозы чрезвычайно редок. Хотя, с другой стороны, прочие насекомые и вовсе не представлены, и этот факт ещё раз подчёркивает особое положение стрекозы в энтомологическом царстве. На территории ХМАО-Югры известны два художественных памятника с таким образом.

Второе изображение стрекозы с территории ХМАО-Югры не столь эстетично, но не менее уникально – аналогов ему тоже нет. Это петроглиф (рисунок точечной выбивкой) на валуне, расположенном на правом берегу р. Казыма недалеко от п. Помут. Композицию первооткрыватель этого объекта В.И. Молодин описал так: «…Мастер изобразил стрекозу, охотящуюся на комаров или мошку (точки на плоскости камня). Наклонные линии в нижней части композиции символизируют, скорее всего, прибрежную траву».

Сакральный статус стрекозы стал причиной бережного к ней отношения у всех групп хантов и манси. Обязанность вытаскивать из воды попавшее в беду насекомое, принятая на р. Тромагане, упомянута выше. Там же считается нормой отбивать его от атак муравьёв. Повсеместно существует запрет ловить или убивать стрекоз.

На р. Сыне героиню этого рассказа принято встречать заклинанием: «Стрекоза, всех комаров съешь!».
Если же выйти за пределы сибирской этнографии и окунуться в изотерические образы и мотивы, то и здесь имидж стрекозы будет сугубо положительным. В первую очередь, облик этого насекомого ассоциируется с трансформацией – стоит только вспомнить, из какого ужасного подводного чудовища вылупляется невесомое чудо с прозрачными крылышками. Поэтому стрекоза во многих культурах представляется символом перерождения и новых начинаний. Также этот образ воспринимается сочетанием внешней хрупкости с внутренней силой, мужеством, стойкостью и даже бессмертием.

Второе изображение стрекозы с территории ХМАО-Югры не столь эстетично, но не менее уникально – аналогов ему тоже нет. Это петроглиф (рисунок точечной выбивкой) на валуне, расположенном на правом берегу р. Казыма недалеко от п. Помут. Композицию первооткрыватель этого объекта В.И. Молодин описал так: «…Мастер изобразил стрекозу, охотящуюся на комаров или мошку (точки на плоскости камня). Наклонные линии в нижней части композиции символизируют, скорее всего, прибрежную траву».

Сакральный статус стрекозы стал причиной бережного к ней отношения у всех групп хантов и манси. Обязанность вытаскивать из воды попавшее в беду насекомое, принятая на р. Тромагане, упомянута выше. Там же считается нормой отбивать его от атак муравьёв. Повсеместно существует запрет ловить или убивать стрекоз.

На р. Сыне героиню этого рассказа принято встречать заклинанием: «Стрекоза, всех комаров съешь!».
Если же выйти за пределы сибирской этнографии и окунуться в изотерические образы и мотивы, то и здесь имидж стрекозы будет сугубо положительным. В первую очередь, облик этого насекомого ассоциируется с трансформацией – стоит только вспомнить, из какого ужасного подводного чудовища вылупляется невесомое чудо с прозрачными крылышками. Поэтому стрекоза во многих культурах представляется символом перерождения и новых начинаний. Также этот образ воспринимается сочетанием внешней хрупкости с внутренней силой, мужеством, стойкостью и даже бессмертием.

Чебыкин В.Е.
Научный сотрудник, хранитель коллекции «археология»








X
16.12.2024
Сургутский краеведческий музей, г. Сургут Подведены итоги регионального конкурса «Музейный Олимп Югры 2024». Сургутский краеведческий музей призёр в нескольких номинациях

Подведены итоги регионального конкурса «Музейный Олимп Югры 2024». Сургутский краеведческий музей призёр в нескольких номинациях

По итогам конкурса «Музейный олимп Югры 2024» Сургутский краеведческий музей вновь стал победителем! Сразу несколько проектов учреждения вошли в число призёров.
В номинации «Музейная выставка года» – Лауреат I степени – выставка «Берега».

В номинации «Музейное издание» – Лауреат I степени – «Предметная история. 2023 – 1963»! Книга, изданная сотрудниками Сургутского краеведческого музея к юбилею своего учреждения.

В номинации «Музейная экскурсионная программа» – Лауреат III степени – пешеходная экскурсия «Сургутский Кремль».

В номинации «Музейный инклюзивный проект» – Лауреат II степени – «По следам черно-бурого лиса – инклюзия».

Конкурс проводится с целью государственной поддержки музеев, продвижения культурного наследия региона, повышения профессиональной и социально-значимой деятельности музеев автономного округа. Организатором конкурса выступает бюджетное учреждение автономного округа «Музей геологии, нефти и газа» при поддержке Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

X
16.12.2024
Сургутский краеведческий музей, г. Сургут В Центре патриотического наследия прошёл тест на знание Конституции РФ

В Центре патриотического наследия прошёл тест на знание Конституции РФ

12 декабря отмечается День Конституции Российской Федерации. Одна из важнейших дат в современной истории нашей страны.

На площадке Центра патриотического наследия сургутяне могли проверить себя на знание основного закона нашей страны.

Одними из участников теста стали учащиеся Сургутского естественно-научного лицея и школы № 18 имени В.Я. Алексеева. Как отметила молодёжь: «Это главный закон страны, в нём прописаны наши права и обязанности. Их надо соблюдать всем гражданам для построения комфортной жизни».

Напомним, что данная акция проходит ежегодно. Она нацелена на повышение правовой грамотности населения, осознание своих гражданских прав и обязанностей.

X
12.12.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Знаменит и велик Судьбоносный Усть-Балык!

Знаменит и велик Судьбоносный Усть-Балык!

Вот и подошел к завершающей стадии наш грантовый проект «Судьбоносный Усть-Балык» – победитель конкурса на грант Губернатора Югры для НКО на развитие гражданского общества № 23-1-000033 в 2023 году.

Больше года работники музея Елена Чакрова, Елена Белая, Зиля Серебренникова, Ирина Ключникова и другие сотрудники Культурно-выставочного центра «Усть-Балык» встречали юных нефтеюганцев. Для детей и молодежи совместно с нашими дорогими старожилами города проведены десятки экскурсий, квестов, мастер-классов, а также государственные праздники и музейные встречи.

Слова благодарности за плодотворный год хотим адресовать активистам МОО «Общество старожилов» и председателю Татьяне Николаевне Завьяловой, которая является руководителем проекта «Судьбоносный Усть-Балык».

Наш музейный продукт был по достоинству оценен музейным сообществом: на XIII окружном конкурсе «Музейный Олимп Югры» сотрудники КВЦ «Усть-Балык» стали лауреатами II степени в номинации "Музейная просветительская программа". Ура! Поздравляем всех коллег с высокой наградой!

Отметим, что на конкурс поступило 56 заявок от 33 учреждений Югры. Свои проекты представили государственные, муниципальные, корпоративные музеи; школы, библиотеки; предприятия и культурные центры. Экспертный совет оценивал работы участников по таким показателям, как актуальность, новизна, соответствие целевой аудитории.

X
7.12.2024
Сургутский краеведческий музей, г. Сургут Заключительная встреча текущего сезона лектория "Красный чум"

Заключительная встреча текущего сезона лектория "Красный чум"

7 декабря в рамках лектория «Красный чум» поговорили о воспоминаниях и путевых заметках путешественников и исследователей, в которых содержатся сведения о Сургутском крае и его жителях XVI – нач. XX вв.

Слушатели получили возможность познакомиться с впечатлениями путешественников, оказавшихся в нашем крае в силу разных обстоятельств (путешествие, научный интерес, ссылка, профессиональная деятельность и т.д.), их оценкой тех или иных событий и явлений сургутской истории.

С  с озвучкой фрагментов путевых заметок и очерков путешественников и исследователей можно познакомиться в экспозиции «Берега».

X
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.