Новости
- г. Ханты-Мансийск
- г. Сургут
- г. Белоярский
- г. Когалым
- г. Лангепас
- г. Лянтор
- г. Мегион
- г. Нефтеюганск
- г. Нижневартовск
- г. Нягань
- г. Покачи
- г. Пыть-Ях
- г. Радужный
- г. Советский
- г. Урай
- г. Югорск
- Кондинский район
- Нижневартовский район
- Октябрьский район
- пгт. Березово
- с. Саранпауль
- с. Угут
- Берёзовский район
- с. Казым
- Сургутский район
- Ханты-Мансийский район
- МАУ «Краеведческий музей» г. Покачи
- Белоярский этнокультурный центр
- Берёзовский районный краеведческий музей
- Государственный художественный музей
- Историко-художественный музейный комплекс
- Краеведческий музей Муниципального автономного учреждения культуры "Многофункциональный культурный центр "Феникс"
- Лянторский хантыйский этнографический музей
- МАУ "Региональный историко-культурный и экологический центр"
- МАУ«Культура», Культурно-исторический центр, Музей истории города Урай
- Музей геологии, нефти и газа
- Музей истории и ремесел Советского района
- Музей истории и этнографии
- Музей Природы и Человека
- Музей Чёрного лиса
- Музейно-выставочный центр
- Музейно-выставочный центр г. Лангепас
- Музейно-культурный центр г. Нягань
- МУК "Районный краеведческий музей им. Н.С. Цехновой"
- Муниципальное бюджетное учреждение историко-культурный центр «Старый Сургут»
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МУЗЕЙ-УСАДЬБА КУПЦА П.А.КАЙДАЛОВА"
- Муниципальное казенное учреждение "Этнографический парк-музей с. Варьеган"
- Муниципальное казенное учреждение «Краеведческий музей имени Т.В. Великородовой»
- Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева
- Районный Учинский историко-этнографический музей им. А. Н. Хомякова
- Русскинской музей Природы и Человека им. А. П. Ядрошникова
- Саранпаульский краеведческий музей
- Сургутский краеведческий музей
- Сургутский художественный музей
- Угутский краеведческий музей им. П.С. Бахлыкова
- Центр историко - культурного наследия "Касум ёх"
- Эколого-этнографический музей Библиотечно-музейного центра
- Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
-
16.12.2024Сургутский краеведческий музей, г. Сургут Подведены итоги регионального конкурса «Музейный Олимп Югры 2024». Сургутский краеведческий музей призёр в нескольких номинациях
-
Подведены итоги регионального конкурса «Музейный Олимп Югры 2024». Сургутский краеведческий музей призёр в нескольких номинациях
По итогам конкурса «Музейный олимп Югры 2024» Сургутский краеведческий музей вновь стал победителем! Сразу несколько проектов учреждения вошли в число призёров.
В номинации «Музейная выставка года» – Лауреат I степени – выставка «Берега».
В номинации «Музейное издание» – Лауреат I степени – «Предметная история. 2023 – 1963»! Книга, изданная сотрудниками Сургутского краеведческого музея к юбилею своего учреждения.
В номинации «Музейная экскурсионная программа» – Лауреат III степени – пешеходная экскурсия «Сургутский Кремль».
В номинации «Музейный инклюзивный проект» – Лауреат II степени – «По следам черно-бурого лиса – инклюзия».
Конкурс проводится с целью государственной поддержки музеев, продвижения культурного наследия региона, повышения профессиональной и социально-значимой деятельности музеев автономного округа. Организатором конкурса выступает бюджетное учреждение автономного округа «Музей геологии, нефти и газа» при поддержке Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. -
16.12.2024Сургутский краеведческий музей, г. Сургут В Центре патриотического наследия прошёл тест на знание Конституции РФ
-
В Центре патриотического наследия прошёл тест на знание Конституции РФ
12 декабря отмечается День Конституции Российской Федерации. Одна из важнейших дат в современной истории нашей страны.
На площадке Центра патриотического наследия сургутяне могли проверить себя на знание основного закона нашей страны.
Одними из участников теста стали учащиеся Сургутского естественно-научного лицея и школы № 18 имени В.Я. Алексеева. Как отметила молодёжь: «Это главный закон страны, в нём прописаны наши права и обязанности. Их надо соблюдать всем гражданам для построения комфортной жизни».
Напомним, что данная акция проходит ежегодно. Она нацелена на повышение правовой грамотности населения, осознание своих гражданских прав и обязанностей. -
12.12.2024Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Знаменит и велик Судьбоносный Усть-Балык!
-
Знаменит и велик Судьбоносный Усть-Балык!
Вот и подошел к завершающей стадии наш грантовый проект «Судьбоносный Усть-Балык» – победитель конкурса на грант Губернатора Югры для НКО на развитие гражданского общества № 23-1-000033 в 2023 году.
Больше года работники музея Елена Чакрова, Елена Белая, Зиля Серебренникова, Ирина Ключникова и другие сотрудники Культурно-выставочного центра «Усть-Балык» встречали юных нефтеюганцев. Для детей и молодежи совместно с нашими дорогими старожилами города проведены десятки экскурсий, квестов, мастер-классов, а также государственные праздники и музейные встречи.
Слова благодарности за плодотворный год хотим адресовать активистам МОО «Общество старожилов» и председателю Татьяне Николаевне Завьяловой, которая является руководителем проекта «Судьбоносный Усть-Балык».
Наш музейный продукт был по достоинству оценен музейным сообществом: на XIII окружном конкурсе «Музейный Олимп Югры» сотрудники КВЦ «Усть-Балык» стали лауреатами II степени в номинации "Музейная просветительская программа". Ура! Поздравляем всех коллег с высокой наградой!
Отметим, что на конкурс поступило 56 заявок от 33 учреждений Югры. Свои проекты представили государственные, муниципальные, корпоративные музеи; школы, библиотеки; предприятия и культурные центры. Экспертный совет оценивал работы участников по таким показателям, как актуальность, новизна, соответствие целевой аудитории.
-
7.12.2024Сургутский краеведческий музей, г. Сургут Заключительная встреча текущего сезона лектория "Красный чум"
-
Заключительная встреча текущего сезона лектория "Красный чум"
7 декабря в рамках лектория «Красный чум» поговорили о воспоминаниях и путевых заметках путешественников и исследователей, в которых содержатся сведения о Сургутском крае и его жителях XVI – нач. XX вв.
Слушатели получили возможность познакомиться с впечатлениями путешественников, оказавшихся в нашем крае в силу разных обстоятельств (путешествие, научный интерес, ссылка, профессиональная деятельность и т.д.), их оценкой тех или иных событий и явлений сургутской истории.
С с озвучкой фрагментов путевых заметок и очерков путешественников и исследователей можно познакомиться в экспозиции «Берега». -
30.11.2024Сургутский краеведческий музей, г. Сургут В Купеческой усадьбе поздравили Деда Мороза с Днём рождения
-
В Купеческой усадьбе поздравили Деда Мороза с Днём рождения
Дед Мороз – главный волшебник в нашей стране. Тот, кто обычно поздравляет детей с любимым праздником. Он является символом Нового года. Но один день в году, в свой собственный день рождения, Дед Мороз сам получает поздравления. С приходом первых холодов в наш город главный дедушка страны спешит отметить своё торжество вместе со своими друзьями.
Участники праздника помогли хозяйке Купеческого дома подготовить подарки для Деда Мороза и убедили хозяйского кота Мурлыку в существовании главного зимнего волшебника, пройдя различные конкурсы. -
28.11.2024Сургутский краеведческий музей, г. Сургут «200 лет скорописью»
-
«200 лет скорописью»
28 ноября в Музейном центре состоялась итоговая встреча просветительского проекта «Авторский четверг» в текущем году.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования СурГПУ, научный сотрудник ООО НПО «Северная археология-1» Илья Горшков рассказал о том, когда появилась скоропись, какие она имела особенности. Подробнее остановился на деятельности Российского государственного архива древних актов, а также поделился своим опытом работы в архиве с рукописными документами XVII - XVIII веков.
Слушателей заинтересовала тема палеографии, и встреча прошла в атмосфере живого общения.
-
28.11.2024Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Доска Почета: Мальчиков Александр Кузьмич
-
Доска Почета: Мальчиков Александр Кузьмич
Александр Кузьмич Мальчиков родился 28 ноября 1924 года в деревне Медянка Тобольского района Тюменской области. После окончания школы учился в Салехардском оленеводческом техникуме.
Из воспоминаний Александра Кузьмича:
«…В предвоенные годы я жил на Ямале, в Салехарде. Тогда комсомол развернул среди молодежи огромную работу по овладению техническими знаниями и военными науками, развитию массового физкультурного движения. Наиболее популярными были лыжные пробеги, ходьба по азимуту, стрельба из винтовки. Закалка и сноровка, полученные в юности, очень пригодились на войне, в смертельной схватке с фашизмом. Суровые военные будни осажденного Ленинграда требовали от нас, бойцов, особой закалки. Мне тогда, юному разведчику, не раз приходилось выполнять задания на лыжах, в белом маскхалате».
В 1941 году поступил на Тюменский завод «Судоверфь» учеником столяра, откуда и ушел на фронт в 1942 году.
Из воспоминаний Александра Кузьмича:
«…Первое боевое крещение принял под Ленинградом. Участвовал в прорыве блокады, полном снятии блокады, в наступлении с Пулковских высот (от знаменитой Пулковской обсерватории). Прошел с боями через Гатчину, Красное село, Лугу, Псков, Тарту, Выру, Ригу, Гдыню, Одерский плацдарм.
За четыре года Александр Кузьмич прошёл с боями через несколько фронтов, был дважды ранен и дважды контужен, дошел до Берлина. Демобилизован в звании капитана.
Уволившись из рядов Советской Армии Александр Кузьмич, проработал 20 лет по комсомольско-партийной линии.
В конце 1970-х годов Мальчиков А.К. переехал в Нефтеюганск. Вопрос о выборе места работы не стоял, Александр Кузьмич сразу был назначен начальником отдела кадров производственного объединения «Юганскнефтегаз». Благодаря Александру Кузьмичу, проведенной им колоссальной работы, «Юганскнефтегаз» был укомплектован руководящими кадрами, специалистами, рабочими кадрами. Также Мальчиков активно участвовал в жизни партийной организации объединения и города, постоянно избирался членом парткома и членом Нефтеюганского горкома КПСС.
Выйдя на заслуженный отдых, Александр Кузьмич возглавил городской Совет ветеранов войны и труда. Его большой заслугой было объединение ветеранов войны по микрорайонам.
Не забывал Мальчиков и про общественную работу, активно участвовал в жизни города, был лектором общества «Знание» - рассказывал об истории родной страны, Ханты-Мансийского автономного округа. Постоянно общался со школьниками и студентами.
Гониева Е.А.
Источники:
Материалы из фондов Музейного комплекса
-
27.11.2024Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Участие в Х Югорской полевой музейной биеннале
-
Участие в Х Югорской полевой музейной биеннале
В эти дни с 26 по 28 ноября в Ханты-Мансийске проходит Всероссийская Х Югорская полевая музейная биеннале с международным участием!
В этом знаковом событии, которое уже 20 лет способствует развитию сотрудничества между музеями России, принял участие и Музейный комплекс г. Нефтеюганска в лице заведующего КВЦ «Усть-Балык» Елены Евгеньевны Чакровой. Был презентован доклад об опыте работы в развитии проектной и грантовой деятельности на базе структурных подразделений: Культурно-выставочного центра "Усть-Балык" и Музея реки Обь.
Биеннале собрал более 150 участников, представляющих ведущие музейные и научные центры страны, региональные и муниципальные музеи Югры, центры ремесел, культурно-туристические центры, некоммерческие организации. Директор Музея Природы и Человека Иван Александрович Яшков представил гостям выставку, организованную по итогам исследовательской экспедиции «Иртыш индустриальный» – одного из основных мероприятий XXI Международной экологической акции «Спасти и сохранить».
Программа биеннале включает:
– Круглые столы и дискуссионные площадки по актуальным вопросам музейной практики;
– Мастер-классы и научно-методические семинары, посвященные новым технологиям и трендам в музейной деятельности;
– Открытые лекции с онлайн-трансляцией на портале Культура.РФ;
– Фестиваль визуальной антропологии, который представит авторское кино;
– Презентации выставочных проектов, печатных изданий и документальных фильмов.
Любой желающий может присоединиться к онлайн-трансляциям:
27 ноября в 14:30 состоится онлайн-трансляция открытого лектория.
1. Волков Владимир Геннадьевич (Генетико-генеалогическая компания «Primal Gen Family», г. Томск). Происхождение хантыйских родов в контексте генетических данных.
2. Мартынова Елена Петровна (профессор, доктор исторических наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого). Люди Мось и люди Пор: дискуссионные вопросы обско-угорского этногенеза.
3. Рахимов Ернур Кендибаевич (Национальный музей Республики Казахстан, г. Астана). Хозяйственная культура казахского народа в собраниях Национального музея Республики Казахстан.
https://vk.com/video-9559391_456240389
28 ноября в 14:30 года состоится онлайн-трансляция научно-методического семинара "Фотодокументы в музее, архиве, библиотеке: описание, хранение, экспонирование, реставрация"
Модераторы:
1. Далибандо Маргарита Борисовна (заведующая мастерской реставрации фотодокументов, реставратор высшей категории, Государственный Исторический музей, Москва)
2. Золотарев Дмитрий Алексеевич (художник реставратор 2 категории, Государственный Исторический музей, Москва)
https://vk.com/video-9559391_456240390
-
27.11.2024Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Сквозь время и пространство
-
Сквозь время и пространство
Малосалымское святилище Ай-орт-ики
Одним из самых ценных экспонатов Музея реки Обь является реконструкция хантыйского святилища (восточная стенка с идолами), выполненная с целью сохранения и популяризации историко-культурного наследия. О нём и пойдёт речь.
Каждый хантыйский род имеет на своих землях «священный амбар», куда они приходят для ритуального общения с богами и духами.
Есть такой и у рода Савкуниных, проживающих на территории Салымского края (ныне Нефтеюганский район). Их священный амбар располагается при впадении реки Айега в Малый Салым и обозначается как святилище Ай-орт-ики («маленький богатырь-мужик») или святилище Ай-ега-ики («мужик маленькой речки», «хозяин реки»), по имени главного духа покровителя.
Впервые достоверно известно о нём стало в 1991 г., когда по распоряжению Администрации Нефтеюганского района, археологическая экспедиция под руководством О.В. Кардаша вела работы по выявлению объектов культурного наследия. Как выяснилось, святилище было давно заброшенно и находилось в полуразрушенном состоянии, в связи с разграблением работниками геофизической экспедиции, проходившей поблизости в 1968 году.
Путь хантов к нему (к слову сказать не только хозяев святилища, но ещё ряда родов с нижнего течения Большого Салыма, такие как Лемпины, Рымовы, Варламкины и др.), проходит от юрт Савкуниных (зимних) вдоль правого берега р. Ай-ега, с севера на юг, пролегая через пойменное (низовое) болото. На выходе из болота дорога начинает подниматься с запада на восток к священному месту, расположенному на возвышенности.
Оно состоит из трёх разновременных объектов, посвящённых культу Ай-орт-ики: 1) строительство датируется началом XVIII века – осталась задернованная площадка подквадратной формы; 2) конец XVIII – начало XIX века – видны поросшие мхом венцы деревянного сруба; 3) конец XIX века – к 1991 г. был наполовину разрушен. Помимо них на площадке располагаются семейные костровища, стол тонхов (духов) и священная берёза.
Полностью реконструированный, за период с 1993 по 1996 г., археологами священный амбар представляет собой четырёхугольный сруб из тонких брёвен 4х4 метра, пол которого располагается на уровне седьмого венца (1 м. над землёй) а общая высота составляет 4,2 метра. Войти в него можно было с западной, лицевой стороны, забравшись по бревну-лестнице и пройдя через дверь (больше напоминающую окно) на деревянных петлях.
Пять идолов стоят на жердях, опираясь о заднюю восточную стену, шестой же, самый маленький стоит на полке. Все фигуры одеты в ткани разных цветов. На головах женских идолов повязан платок, а на мужские просто накинут.
Кроме того на груди Ай-орт-ики (в центре), размер которого составляет 2,6 метра, висит металлическая пластина условно обозначающая доспех. Рядом с духом стоят: посох-копьё 1,23 м., имеющий втульчатый наконечник, и большие стрелы принесённые ему в дар. Значительные размеры тонха являются отличительной особенностью данного святилища, потому как размеры ранее обнаруженных скульптур не превышают 1,66 метров. Другие пять фигур имеют размер от 1,7 м. до 60 см.
Также в амбаре имелись деревянные фигурки ястребов обитых железом и деревянные же фигурки двух лосей. Перед идолами стоит стол-лавка с миской и приношениями.
Святилище Ай-орт-ики, как и другие историко-культурные объекты Совкуниных (зимних), находилось под угрозой полного исчезновения, поскольку данная территория была включена в перспективный план разработки месторождения «Приразломное». Однако усилиями учёных, общественных деятелей и других не равнодушных, урочище Зимние Совкунины стали землями историко-культурного назначения и потому находящиеся там объекты, в их числе святилище, аналогов которому нет на всей территории Сибири, не были утрачены для грядущих поколений.
Список литературы:
1. Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2. Визгалов Г.П., Кардаш О.В. Святилище Ай-орт-ики на реке Малый Салым: историко-этнологическое исследование [Текст] / Г.П. Визгалов, О.В. Кардаш; ред.: чл.-кор. РАН Е.Н. Носов, д-р ист. наук А. И. Сакса (отв.). – Нефтеюганск: ООО «НПО ‘‘Северная археология’’»; Екатеринбург: Издательство АМБ, 2010. – 216 с.: ил
3. Мифологическое время [Альбом-каталог на русском и английском языке] / Государственный музей Природы и Человека; [отв. ред. М. Южанинова, сост.: Е. Перевалова, С. Лёзова, фот.: А. Маковнев, Б. Головченко, пер. на англ. Т. Говорухина, худож. Е. Клодт]. – Москва: Эпифания, 2003. – 215 с.: цв. ил.
4. Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: «Издательство «Тезис». 2000 г., 344 стр. с илл.
5. Из открытых источников в сети интернет.
Методист Игнатенко К.С.
-
26.11.2024Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды…
-
Говорят музейные фонды…
«Нефтеюганский музей. Экспонаты онлайн».
Был будильник у меня…
Был будильник у меня,
Утром спать мешал, звеня.
Лишь подаст, бывало, звук,
Я его рукою – стук!...
И сейчас будильник есть.
Он трезвонит ровно в шесть.
Урезонить захочу,
Только как поколочу?
Новый мой будильник
Заключён в мобильник!
Л. Меньшикова
«83% всех дней в году начинаются одинаково - звенит будильник…», - так написано в фантастической повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». К слову, цитата актуальна и на сегодняшний день, ведь большая часть населения планеты вынуждена, как минимум, пять дней в неделю просыпаться под будильник.
О том, когда именно появились первые будильники, сегодня никто не знает, хотя они есть буквально в каждом доме, в каждой стране нашей необъятной Земли. Будильник играет значительную роль в жизни человека, так как не даёт ему проспать утром.
На протяжении тысячелетий люди придумывали различные способы, позволяющие им вовремя проснуться:
- в Древнем Китае принцип побудки основывался на постепенном тлении палочки, которая была прикреплена к нитке с грузом. Когда нитка перегорала, груз со звоном падал на специальную поверхность и шум будил человека;
- в Древней Греции был «будильник Платона» - учёный Платон придумал конструкцию из двух сообщающихся сосудов, перемещаясь в которых вода сжимала воздух. Достигнув определённого давления, воздух через
предохранительные клапаны прорывался во флейту и раздавался громкий и резкий звук, который будил учеников Платона для занятий науками.
- в городе Газа (Палестина), на центральной рыночной площади, находились «Геракловы часы». Каждый час из двери этого масштабного сооружения выходил Геракл и «совершал» один из своих подвигов. Жители города, знакомые с подвигами героя, легко определяли, который час.
- в Венеции, на башне Святого Марка, в 1497 году были установлены две фигуры, которые каждый час бьют в колокол, что уже более пяти веков является одной из главных достопримечательностей города. От времени фигуры потемнели, поэтому горожане зовут их «маврами».
В России известны часы «Павлин», изготовленные Джеймсом Коксом в 1770-х годах. Их привезли из Великобритании при царице Екатерине II. К сожалению, при перевозке в Россию часы сильно пострадали, а часть деталей была и вовсе утрачена. Починить этот очень сложный механизм смог лишь знаменитый изобретатель Иван Кулибин. Сами часы очень затейливы, фигуры «оживают» в определённой последовательности – сначала начинает двигаться сова, спустя 90 секунд танцует павлин, последним поёт петух. Эти часы находятся в Эрмитаже, их заводят раз в неделю и они исправно до сих пор радуют посетителей.
Само слово «будильник» имеет английские корни, так как произошло от английского cloc (колокол), что характеризует его как механический будильник и первое упоминание об этом устройстве относится к 13 веку.
Потребность вставать к определённому времени остро встала в Европе во время промышленной революции. Поначалу данную проблему решали специальные люди-будильники. Человек данной профессии ходил по утреннему городу и стучал в окна и двери своих заказчиков специальным молоточком или длинной палкой. Опытный «будильщик» мог так аккуратно постучать палкой, что будил конкретно тех, кто заплатил и не в коем случае не разбудить тех, кто жалеет денег на своевременную побудку. Для исключения ошибок «будильщики» использовали даже скрытые метки, которые позволяли понять, где их клиент, а где – нет. Постепенно у «будильщиков» появились свои кланы и стили мастерства. Легендарная Мэри Смит использовала не палку, а плевательную трубку и с лёгкостью попадала в нужные окна даже четвертого этажа.
Первый механический будильник, ставший прототипом современного, изобрёл американец Хатчинс Леви в 1787 году. Единственно, что звонить этот будильник мог только в 4 утра. Позднее француз Антуан Радье усовершенствовал механизм, изобретя механизм для побудки с ручной настройкой, издававший звон в любое заданное время суток.
Периодом расцвета часов - будильников можно считать 20-ый век, когда они стали дешёвой, но очень востребованной вещью, ведь с развитием заводов и фабрик трудовая дисциплина встала на первое место и опаздывать, лишаясь за это части зарплаты, никто не хотел.
В Советском Союзе, кроме будильников, повсеместно граждан на работу будило радио, которое висело на стене каждой квартиры или избы. Каждое утро, ровно в 6 часов, шло исполнение государственного гимна, будившее всех домочадцев. Некоторые россияне радиоточку отключали и пользовались непосредственно будильниками, конечно же советского производства. В отличие от западных, наши будильники выполняли свою функцию побудки на отлично, но без затей. Если в Америке были уже радиобудильники, будильники с вибрацией вместо звонка и даже наручные будильники, то у нас выпускались обычные металлические настольные часы - будильники двух видов – с суточным и недельным запасом хода. Зато как громко они звонили! И не менее двадцати секунд.
Производство часов в СССР было поставлено на широкий поток, причём в качестве наши часы ничем не уступали швейцарским. Все уцелевшие после гражданской войны и всеобщей разрухи часовые производства в 1920 году объединили в трест Точмех. Немного позже дополнительно в США были закуплены два часовых завода. Третий завод создали, закупив производственные линии во Франции.
Расцвет советской часовой промышленности пришёлся на период 50-70 годов. Возросший объем производства часов полностью наполнил внутренний рынок и часы перестали быть предметом роскоши. Вот только часть марок, выпускаемых в СССР – «Полёт», «Слава», «Восток», «Луч», «Ракета», «Чайка», «Заря», «Севани», «Маяк» и т.д., существовало всего 15 часовых заводов в различных республиках нашей страны.
Причём первую в мире конвейерную сборку часового механизма ввели в действие в нашей стране, на Петродворцовом часовом заводе, это марка «ПЧЗ Ракета».
Часы в СССР стоили дорого, ведь в механизме использовались уникальные конструкции волосковых пружин, защиту от ударов, красиво отполированные механизмы. Такое встречалось только в швейцарских часах, а в Советском Союзе это были стандартные характеристики. Советские часы были настолько удачными и добротными, «сделанными на века», что успешно экспортировались в 38 стран мира. Они славились своим высочайшим качеством и широким модельным рядом.
К сожалению, во время перестройки 90-х годов часовая промышленность пришла в упадок.
В наше время часы, конечно, тоже продолжают выпускаться, но уже не в тех объемах. Настали новые времена и на смену обычным часам пришли электронные, а кто-то, вообще, пользуется для пробуждения телефоном.
Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Ключникова И.Ю.
Методист Серебренникова З.Ф.
Использованная литература:
1.Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2. Сайт «Lavinternet», статья «История создания будильника», точка доступа https://www.liveinternet.ru/users/babeta-liza/post444880159/
3.Онлайн журнал «Вокруг света», статья «Когда появился первый будильник», точка доступа https://www.vokrugsveta.ru/quiz/668/
4.Сайт РБК, статья «Как человечество изобрело будильники и что из этого вышло», точка доступа https://style.rbc.ru/items/656857d89a794724b1a5ef4f
5.Статья «Свидетели времени», код доступа https://museum-lesnoy.ru/svideteli-vremeni/