Новости

Музей
14.08.2020
Музей Природы и Человека, г. Ханты-Мансийск Отряды самообороны, действовавшие в годы Великой Отечественной войны

Отряды самообороны, действовавшие в годы Великой Отечественной войны

В военные годы в Ханты-Мансийске были сформированы отряды самообороны, главной задачей которых была подготовка бойцов для Красной армии.

О подробностях деятельности отрядов известно благодаря воспоминаниям Л.И. Туполевой, одной из участниц: «В Ханты-Мансийске было образовано народное ополчение, задачей которого была подготовка бойцов для Красной армии. В состав дружины входили в первую очередь коммунисты, комсомольцы, активисты предприятий и организаций. Было две дружины, одна находилась в южной части окружного цента в с. Самарово, в здании бывшего Клуба рыбников, другая в северной части, район «Перековка». Взвод отряда самообороны был на казарменном положении в полной боевой готовности.

Между северным и южным отделениями отрядов самообороны проводились военные учения, на которых чаще победу одерживала дружина из Самарово в силу того, что её бойцы лучше ориентировались на местности со стороны Самаровской горы. На учениях у нас были гранаты, пулемёты, винтовки – макеты, а вот на пост ходили с настоящим оружием – малокалиберными винтовками и пистолетами».

В дружине, в которой несла службу Л.И. Туполева, было две роты. Бойцы носили военную форму, заказанную за свой счёт. Обучали стрельбе из винтовки, как готовить бутылки с зажигательной смесью, готовили сандружинниц для оказания помощи раненым. Участники отрядов самообороны находились на службе без отрыва от производства. После окончания рабочей смены спешили в штаб отделения, где их обязанности были расписаны по минутам, поддерживалась строгая дисциплина.

В годы Великой Отечественной войны Л.И. Туполева была заместителем начальника в райисполкоме, в её обязанности входила работа с документами, касающимися мобилизации на фронт, извещениями о погибших на передовой и пропавших без вести. Также она входила в состав призывной комиссии.

В своих воспоминаниях Л.И. Туполева упоминает фамилии тех, кто входил в состав отряда самообороны, среди них: Е.Е. Жигалина, М.М. Усольцева, О.М. Зезева, В.И. Паромова, Н.С. Огородникова, А.А. Сафонова, Кайгородов. Мужчины в отрядах не задерживались, так как их в первую очередь призывали в армию.

Оставшиеся в тылу женщины, входившие в состав отрядов самообороны, находили время на то, чтобы сшить одежду, связать тёплые носки и рукавицы. Всё это затем отправлялось посылками на передовую. В ответ с фронта шли письма от бойцов Красной армии с заверениями разбить врага и вернуться с победой.

В годы войны женщины из отряда самообороны также привлекались для разгрузки и погрузки барж, работали на строительстве зданий окружного центра, занимались заготовкой дров. Не считаясь со временем, трудились под лозунгом «Всё для фронта! Всё для Победы!». Разноплановая работа, проводимая участниками отрядов самообороны, действовавших в годы Великой Отечественной войны в окружном центре, свидетельствовала о патриотизме её участников, ответственном отношении к делу и колоссальной самоотдаче людей, которые своим трудом приближали победу.

Фото:

1. Участники отряда самообороны в годы Великой Отечественной войны, Ханты-Мансийск, 1940-е гг. ХМ НВ-168/22

2. Клуб рыбников – в годы войны в этом здании был штаб Северного отряда самообороны, Ханты-Мансийск 1971 г. ХМ-1540/19

X
13.08.2020
Музей Природы и Человека, г. Ханты-Мансийск СЛАДКАЯ ИСТОРИЯ

СЛАДКАЯ ИСТОРИЯ

Сегодня для вас «сладкая» история из фондовой коллекции Музея Природы и Человека!!!

Сладкоежки и «плюшкины» были и есть! И это хорошо, потому что благодаря одним выпускались кондитерскими фабриками сладости, а благодаря другим от них сохранились красивые и яркие коробочки «с историей». И это мы об экспонатах – бонбоньерках, которые украшают экспозицию «Купеческая лавка» в «Музее-усадьбе сельского торговца» – структурном подразделении нашего музея в с. Селиярово.

Три красивых расписных коробочки привлекают посетителей музея своей необычной формой, украшением и, конечно же, историей.

Упаковка может стать предметом коллекционирования. И немудрено, ведь она может иметь художественную ценность. Часто имена художников, создававших эскизы, нам не известны. Но мы знаем, что среди них были и знаменитые мастера, такие, как Иван Билибин.

К концу XIX века производство товаров массового потребления (особенно кондитерских, парфюмерных изделий) привело к тому, что упаковка и этикетка, наряду с рекламой, стали в значительной степени влиять на их рыночную судьбу. Кондитерская упаковка, как никакая другая, всегда славилась разнообразием форм и материалов. Ведь конфеты, шоколад и печенье в то время были достаточно дорогими и покупались в основном к радостным или торжественным событиям. Да мы и сейчас считаем конфеты в коробках атрибутами праздника! С каждым годом упаковки значительно хорошели, в их оформлении стали использоваться наиболее выразительные средства графического дизайна, живопись, прикладное искусство. Художественный стиль, богатая цветовая гамма, шрифт, орнаментальные мотивы, репродукции известных картин, все служило одной цели — вызвать у покупателей желание приобрести товар.

Жестяная бонбоньерка «Т-во фабрики Жоржъ Борманъ». Конец XIX в.

В XIX в. в России практически не было собственного шоколадного производства, конфеты ввозили из-за границы. Григорий Борман решил воспользоваться этим и в 1862 г. он открывает небольшое новое дело на Невском проспекте в Санкт-Петербурге – магазин и при нём скромную мастерскую с ручной машиной для выделки шоколада «Жорж Борман». Уже через два года Григорий Борман построил фабричные корпуса специально для шоколадной фабрики. В 1870 г. на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге его продукция получила бронзовую медаль, а шесть лет спустя основатель фирмы Григорий Борман удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Жестяная бонбоньерка «Удъльнаго въдомства фабрика конфектъ и шоколада».

Имение Рамонь в Воронежской губернии с основанным в нём ещё в середине XIX в. сахарным заводом последовательно сменило несколько хозяев, в 1879 г. перешло в собственность царского Удельного ведомства, а позже было подарено императором своей родственнице Е.М. Ольденбургской. Та в 1900 году открыла при заводе «паровую фабрику конфет и шоколада». Первоначально предприятие ждал успех: уже через несколько лет на ней вырабатывалось до 400 наименований сладкой продукции, в 1903 г. – высшая награда на выставке в Лондоне, в 1904 г. – серебряная и бронзовая медали Парижской и Брюссельской выставок. Но в 1908 г., вскоре после пожара, фабрика закрылась.

Тарная коробка для кондитерских изделий товарищества «Эйнем». Товарищество фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнем» было одним из крупнейших и старейших кондитерских предприятий Москвы. Основано в 1867 г. немецким торговцем Ф.К. Эйнемом. Позже оно перешло в собственность Ю. Гейса, который в 1885 г. и учредил товарищество. Продукция получила признание на Всероссийских художественно-промышленных и всемирных выставках, свидетельством чего и является изображение медали внутри коробки. Товарищество вело оптовую и розничную торговлю в Европейской России, Сибири, Западной Европе, Персии, Китае, на Ближнем Востоке. В 1918 г. предприятие было национализировано и получило название фабрика «Красный Октябрь».

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #юграсегодня #хантымансийск #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культура #музейусадьбасельскоготорговца #историяодногоэкспоната #сладости #бонбоньерка

 

 

X
13.08.2020
Музей Природы и Человека, г. Ханты-Мансийск «Таксар Махум – Крепкие люди» в прямом эфире

«Таксар Махум – Крепкие люди» в прямом эфире

Подходит к концу непростое лето в режиме самоизоляции, из-за которой пришлось менять планы и отказываться от задуманного. Но это не означает, что нужно расслабиться и ждать что же будет дальше. Человек всегда должен быть готов найти выход из любой непонятной или экстренной ситуации. Поэтому Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» проводит для вас, наши друзья и единомышленники, проект «Таксар Махум – Крепкие люди» в формате прямого эфира. Так вы, находясь в безопасности, в привычных и комфортных условиях своего жилища, за чашечкой чая, сможете узнать некоторые секреты таежных жителей Севера о том, как можно добыть огонь, как найти пищу и лекарства в лесной чаще, что делать, чтобы не оказаться ночью без крыши над головой и многое-многое другое. Не упустите свой шанс узнать все из первых уст.

Ждем вас в прямом эфире на нашей страничке Вконтакте
17 августа 2020 года в 12:00



X
12.08.2020
Музей Природы и Человека, г. Ханты-Мансийск Новые уникальные находки из экспедиции на р. Манья!

Новые уникальные находки из экспедиции на р. Манья!

На днях завершилась очередная комплексная экспедиция, которая проводилась в рамках проекта «Музейная одиссея – 2020» по Гранту губернатора Югры. Её маршрут проходил в верховьях р. Северная Сосьва и на одном из её притоков – р. Манья. В ходе поездки нам удалось обследовать среднее и нижнее течение р. Манья и участок долины р. Северная Сосьва около д. Усть-Манья, где:

– проведена работа на шести местонахождениях палеозойского (350 млн.л.) и мезозойского (150 млн.л.) возраста, собранная палеонтологическая коллекция, насчитывающая 140 образцов (её общий вес превышает 100 кг!), включающая в себя остатки растений и животных: моллюсков, брахиопод, иглокожих, губок, мшанок, червей, кораллов, членистоногих и рыб;

– обследована территория бывшей д. Манья, существовавшей до начала 1950 гг., и современной д. Усть-Манья, вблизи которой осмотрено и зафиксировано состояние кладбища;

– обследована легендарная скала Уангрнёл и пещера у ее подножия, как возможное место нахождения палеолитического памятника;

– сфотографированы представители современной флоры и фауны, в том числе и краснокнижные виды, для пополнения международной социальной сети iNaturalist (https://www.inaturalist.org).

Самый уникальный найденный нами экспонат – это отпечаток лопастеперой рыбы из Усть-Маньинского местонахождения, возраст которого насчитывает 350 млн.л. Это далеко не первый прекрасный образец, «подаренный» этим местонахождением, которое несомненно представляет ценность не только в масштабе нашего региона и России, но имеет и общемировое значение, заслуживая присвоения ему статуса памятника природы.    

Замечательна находка нескольких септариевых конкреций юрского возраста (150 млн.л.), одна из которых содержит практически целую раковину крупного аммонита!

Самые интересные экспонаты будут представлены на выставке подготовленной по итогам полевого сезона 2020 г., которая пройдет в рамках проведения IX Югорской полевой музейной биеннале в декабре 2020 г.

Мы от всей души благодарим компанию ООО «Газпром трансгаз Югорск», её директора Петра Михайловича Созонова, сотрудников Службы организации вахтовых перевозок и пилотов Югорского филиала ООО Авиапредприятия «Газпром авиа»! Без их помощи эта экспедиция просто не состоялась бы. Мы покорены доброжелательным отношением и профессионализмом сотрудников подразделений Газпрома!

 

Фото 1. Пешком по Манье! Кто кого везет?

Фото 2. Наши спонсоры спустились с небес.

Фото 3. Раковина аммонита, 150 млн.л., р. Северная Сосьва,

Фото 4. Подъельник обыкновенный (Hypopitys monotropa), Красная книга Югры.

Фото 5. Уникальный отпечаток лопастеперой рыбы!

Фото 6. Отпечаток слоевища губки, 350 млн.л., р. Манья.

Фото 7. Трубка многощетинкового червя, 350 млн.л., р. Манья.

Фото 8. Вид со скалы Уангрнёл.

 

#грантгубернатораЮгры #музейнаяодиссея2020

X
12.08.2020
Музей Природы и Человека, г. Ханты-Мансийск СТАРИННЫЕ ЧАСЫ ЕЩЁ ИДУТ – 2 или ЧАСЫ С КУКУШКОЙ

СТАРИННЫЕ ЧАСЫ ЕЩЁ ИДУТ – 2 или ЧАСЫ С КУКУШКОЙ

Продолжаем публикацию о коллекции часов из фондов Музея Природы и Человека.

 

Сегодня расскажем о часах, которые производили в нашей стране в советское время.

Сделанные во времена СССР, модели часов встречаются на любой вкус. Они и сегодня отлично служат, отсчитывая время и вписываясь в интерьер квартир.

 

Сравнительно недавно в нашей стране было одно из крупнейших в мире часовых производств. На пике своего развития, в конце XX в., в СССР действовало около 15 крупных часовых заводов. В начале 1920-х гг. на заводе «Авиаприбор» в Москве было организовано производство простейших маятниковых часов-ходиков и сборка будильников, частично из импортных деталей. В 1944-52 гг. были построены часовые заводы в Сердобске, Ереване, Петродворце, Угличе. Налажено производство заводных пружин, часовых спиралей из сплава элинвар, часовых камней из рубина, часовых масел, что в свою очередь позволило освоить производство пользующихся большой популярностью часов марок «Победа», «Маяк», «Звезда», «Салют», «Молния». Интересный факт: в СССР всего два города могли похвастаться тем, что в них расположены два часовых завода — это Москва и Ереван.

 

Среди советских механизмов надежными и точными зарекомендовали себя часы с кукушкой, произведенные Сердобским заводом «Маяк». Часы «Маяк» были качественными и недорогими. Сердобский завод был основан в 1943 г. в Пензенской области. Первые модели — будильники и настольные часы. В 1944 г. завод освоил выпуск ходиков с кукушкой, а их массовое производство началось в 1955 году.

 

1. Часы с кукушкой. Такие модели были атрибутом роскоши. Интервал заводки, продолжительность хода и точность такие же, как у гиревых экземпляров. В зависимости от модели, корпус выполняли из фанеры или сосны. Механизм ходиков с кукушкой такой же, как у моделей с боем. Каждые 30 минут появляется маленькая механическая птичка и издает звук «ку-ку».

2. Настольно-каминные часы «Хозяйка медной горы». Часы «Молния» времен знака качества, корпус которых выполнен методом заводского литья. Каслинское литьё –– художественные изделия из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в г. Касли. Каминные часы «Хозяйка медной горы» изготовлены в 1970-80 гг. по мотивам уральских сказок «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова.

3, 6-8. Часы «МАЯК». В Советском Союзе звучное название «Маяк» давали едва ли не каждому второму бытовому прибору — от радиоприемника и магнитофона до кухонной плиты и телевизора. Свои «Маяки» были в каждом советском городе (и не обязательно приморском), да что там — почти в каждой советской квартире. И в интерьере многих из них в 1960-е гг. выгодно смотрелись настольные и настенные часы «Маяк» разной конфигурации. Такие как, например, знаменитые часы в хрустальном корпусе, часы на деревянной лаковой основе, чуть позднее – часы в пластмассовом корпусе.

4. Часы-будильники марки «Слава», «Янтарь», «Ереванский часовой завод». Высокой точностью хода, красотой и оригинальностью оформления отличаются механические будильники этих марок. Каждое утро по мелодичному звону этих будильников просыпались тысячи людей в различных уголках нашей страны. Цветные пластмассы, металл, окрашенный эмалью различных цветов, разнообразные циферблаты, стрелки всевозможных конфигураций — все это использовалось в оформлении будильников, ставших не только необходимой, но и приятной принадлежностью интерьера.

5. Часы настольные «Наири». Если Ереванский часовой завод специализировался на выпуске будильников, то его географический сосед – Ереванский завод художественных часов, Наири – на выпуске наручных часов и часов-кулонов в золотых корпусах. Кроме того, часть продукции ереванского завода составляли настольные часы, в том числе и с музыкальным механизмом (аналог музыкальной шкатулки). В 1991 г. завод был остановлен. В настоящее время производство частично восстановлено.

Ещё больше интересной информации:

http://ugramuseum.ru

http://www.hmao-museums.ru

 

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #юграсегодня #хантымансийск #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культура #Культура86 #югра #Музейвсоцсетях #засемьюпечатями #часы

X
11.08.2020
Музей Природы и Человека, г. Ханты-Мансийск МАЛЕНЬКИЕ, ДА УДАЛЕНЬКИЕ! КОНОДОНТЫ

МАЛЕНЬКИЕ, ДА УДАЛЕНЬКИЕ! КОНОДОНТЫ

Объекты палеонтологических исследований в сознании большинства людей связаны чаще всего с огромными и желательно ужасными животными или циклопическими растениями. Они, конечно, обитали на нашей планете, но основную часть живых организмов на ней составляют всё же представители микромира, плохо знакомого широкому кругу людей. К одним из таких объектов относятся так называемые конодонты, истинную природу которых даже палеонтологи распознали далеко не сразу.

Впервые они были обнаружены в XIX веке российским палеонтологом Х.И. Пандер. Их размеры могут достигать 2 мм, но чаще они представлены более мелкими экземплярами, не видимыми невооруженным глазом. Некоторые из них напоминают зубы рыб и именно такое определение дал им Пандер.

Настоящую природу этих образований удалось выяснить только в 1980-х годах, когда в Шотландии обнаружились отпечатки угреподобного организма, в голове которого располагался сложный зубной аппарат из конодонтов различной морфологии. Размеры их тела редко превышают 10 см и учёные предполагают, что они вели хищный образ жизни.

На сегодняшний день конодонты являются одними из самых лучших показателей возраста осадочных горных пород, в которых их находят. Нами, для уточнения времени формирования Усть-Маньинского местонахождения, расположенного на р. Манья (Березовский район), были отобраны образцы карбонатных пород, в надежде найти здесь конодонтов.

Благодаря Денису Игоревичу Леонтьеву, заместителю заведующего отделом литогеодинамики и минерагении осадочных бассейнов ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П.Карпинского», г. Санкт-Петербург, образцы были обработаны и из них выделены разнообразные микропалеонтологические остатки: элементы губок, раковины ракушковых рачков, зубы акул и… несколько элементов конодонтов! Теперь, вы можете рассмотреть их фотографии, сделанные на электронном микроскопе и представить себе, как эти существа парили в толще того моря, что простиралось на территории Югры 350 миллионов лет назад.

Ещё больше интересного:

http://ugramuseum.ru

http://www.hmao-museums.ru

 

                  Фото

1. Реконструкция конодонтоносителя Николая Зверькова с сайта ngzver.deviantart.com.

2. Разнообразие конодонтовых элементов, 350 млн.л., р. Манья

3,4. Разные элементы зубного аппарата конодонтоносителей, 350 млн.л., р. Манья.

 

#музейприродыичеловека #ugramuseum #мпич #югра #юграсегодня #хантымансийск #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #культураюгры #палеонтология #древняяюгра #местонахождение #конодонты

 

X
11.08.2020
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск «История одного предмета: скрипка»

«История одного предмета: скрипка»

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь
и вселяет в нас надежду, остальное–как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
по чьему благословению я по небу лечу…
Б.Окуджава

Смычковые инструменты были известны очень давно, но все же они значительно моложе щипковых, знакомых еще шумерам. Ни время, ни место появления смычка точно не определены, тут исследователям остается только делать предположения, основанные на косвенных данных. Существует версия, что родиной смычковых инструментов была Индия.
Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке пришли в Европу. Было несколько разновидностей смычковых – и примитивных, и более сложных. Постепенно, в течение столетий, они отошли в прошлое, но дали жизнь инструментам совершенно новой формы – виолам и скрипкам.
Точная дата появления скрипки неизвестна, приблизительно это конец пятнадцатого или начало шестнадцатого века. Долгое время скрипка считалась простонародным инструментом – на ней играли бродячие музыканты, а основным местом ее звучания были трактиры и кабаки. Великие мастера Италии семнадцатого века – Николо Амати, Джузеппе Гварнери и Антонио Страдивари вывели скрипку на новый уровень - строение этого музыкального инструмента было доведено до совершенства, а вместе с тем, удалось достигнуть глубокого, нежного, многогранного звучания, способного передать всю полноту человеческих чувств. В это период скрипка начинает лидировать в оркестре, появляются произведения, созданные специально для нее, и мастера виртуозной игры. Широкий диапазон и уникальный звук стали источником написания множества непревзойденных музыкальных шедевров. Величайшие композиторы создавали произведения, солирующая роль в которых отводилась скрипке.
В фондах Музейного комплекса хранится скрипка, некогда бытовавшая в семье Москаленко Николая Андреевича - одного из активных участников создания Тюменского топливно-энергетического комплекса, строителя, секретаря Нефтеюганского и Ноябрьского горкома КПСС, Ханты-Мансийского окружкома, председателя Нефтеюганского и Нижневартовского горисполкомов, заместителя председателя Тюменского облисполкома, общественного деятеля, писателя, поэта и музыканта, награжденного высокими государственными наградами.

Безукладникова Е.А,
фото-Кобылина Н.И.


X
10.08.2020
Музей Природы и Человека, г. Ханты-Мансийск ТОБОЛЬСКИЙ СЕВЕР

ТОБОЛЬСКИЙ СЕВЕР

В филиале Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин» начала работу фотовыставка «Тобольский Север» из фондов Музея Природы и Человека.

Выставка приурочена к Международному дню коренных народов мира. Ее основу составляют работы двух авторов – Александра Александровича Дунина-Горкавича (1854-1927) и Алексея Ивановича Галкина (1878–1957).

Фотографии сделаны в конце XIX – начале XX вв. на севере Тобольской губернии, существовавшей с 1796 по 1920 гг.

На снимках запечатлены этносы, населявшие эту часть губернии: северные ханты (остяки), проживающие на берегах рек Казым и Назым, восточные ханты с реки Вах, южные – с реки Иртыш, северные манси (вогулы) с реки Ляпин и ненцы (низовые самоеды), тесно соседствующие с северными группами, а также русское старожильческое население и первые политические ссыльные.

Фотографии иллюстрируют разнообразие и локальные особенности традиционного проживания, природопользования и материальную культуру северных народов. Работы авторов зафиксировали, как климат, территория расселения и соседство с другими народами воздействуют на костюмный комплекс, промыслы и виды хозяйствования.

Ненцы, северные группы хантов и манси относились к полукочевым оленеводам. У этих народов бытовали изделия из меха оленя. Женская распашная зимняя одежда – сах, отличалась богатой орнаментацией. Ненецкие женщины верхнюю одежду подпоясывали. Мужская верхняя одежда более функциональна и имела несколько вариаций: малица, гусь и парка, они относятся к глухой одежде. Зимнюю обувь с высоким голенищем - кисы, носили как женщины, так и мужчины.

Ваховские ханты (восточная группа) относятся к полуоседлым народам. Основные виды промысла – охота и рыболовство. Одежда мужчин и женщин – шуба или халат, – распашное изделие из сукна с опушкой по краю, подклад и воротник выполнялись из сборного меха. Одежда подпоясывалась широким тканевым поясом. Башмаковидная промысловая обувь выполнялась из кожи и тканевого голенища.

Одежда южной группы хантов отличалась рубахами из крапивного домотканого полотна с вышивкой, украшениями из бисерных аппликаций. Верхняя одежда из ткани также декорировалась бисером и металлическими нашивками. Иртышские ханты занимались охотой и рыболовством.

На фотографиях А.И. Галкина можно увидеть русское старожильческое население, пришедшее за Урал в конце XVI в. Переселенцы быстро освоили местные виды промыслов, традиционным стал сбор кедровых (сосны сибирской) шишек. Не менее интересен и быт политических ссыльных, живших в выделенных им крестьянских домах и ведших относительно свободный образ жизни.

Уникальные фотографии аборигенного и пришлого русского населения отражают быт и культуру народов в прошлом, подробно передавая особенности их образа жизни. На заднем фоне фотографий часто отражены детали северной жизни. Рассматривая работы, можно различить разнообразные варианты жилищ: зимние или летние, деревянные срубы или чум; изучить промысловую утварь - рыболовные ловушки (гимги и котцы), снаряжения охотников, орудия для сбора шишек; наземные средства передвижения – нарты, лыжи, и многое другое.

Фотоработы А.А. Дунина-Горкавича и А.И. Галкина иллюстрируют мир Севера, исследования которого в полной мере в начале XX в. только начинались.

Выставка продлится до 11 сентября 2020 года и доступна для просмотра как во рамках обзорных экскурсий, так и для самостоятельных прогулок по палубе.

#музейприродыичеловка #ugramuseum #красин

X
10.08.2020
Музей Природы и Человека, г. Ханты-Мансийск Северное многоборье!

Северное многоборье!

В Международный день коренных народов мира Музей Природы и Человека предложил вниманию подписчиков несколько коротких видео-серий о Северном многоборье!

Сотрудник Музея Природы и Человека Руслан Богордаев рассказал о древних традиционных видах состязаний и показал примеры их исплнения.

Спасибо нашему партнёру «Этнографическому музею-парку» села Казым за предоставленную площадку, инвентарь и съёмку!

Северные народы от Кольского полуострова до Чукотки, жизнь которых была связана с оленеводством, испокон веков во время праздников устраивали состязания. В 1946 году этим состязаниям придали спортивный характер. В первый послевоенный год соревновались между собой две команды из национальных округов: Югра и Ямал. Ямальцы с той поры и стали "законодателями" в северном многоборье. Но до настоящего признания национальных видов спорта было ещё далеко. Только в 1975 году состоялся первый Чемпионат России по северному многоборью.

Количество спортсменов, занимающихся по программе спортивной подготовки в ХМАО-Югре – 513. Тренерский состав -23 человека. Наша команда является 9-кратным чемпионом России. На прошедшем чемпионате России, который состоялся в Якутске в апреле прошлого года, сборная команда ХМАО – Югры заняла второе место, пропустив вперед только команду Красноярского края. (Источник: https://www.csp-ugra.ru/vidy-sporta/severnoe-mnogobore/ «Центр спортивной подготовки сборных команд Югры»)

Традиционное северное многоборье состоит из пяти видов:

- прыжки через нарты;

- тройной прыжок с отталкиванием двумя ногами

- бег с палкой;

- метание топора на дальность;

- метание тынзяна на хорей

 

Впрочем, обо всём по-порядку… Смотрите в соцсетях и на YouTube-канале музея!

 

https://vk.com/ugramuseum

https://www.instagram.com/ugramuseum

https://www.facebook.com/ugramuseum

https://ok.ru/ugramuseum

 

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #юграсегодня #хантымансийск #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культура #этно #медиа #деньнародовмира #северноемногоборье #прыжкичерезнарты

 

 

 

 

 

 

Северное многоборье. Тройной прыжок с отталкиванием двумя ногами.

Этот национальный прыжок состоит из 3-х прыжков, выполняемых последовательно без остановок, отталкиванием одновременно двумя ногами.

Сотрудник Музея Природы и Человека Руслан Богордаев подробно рассказывает и показывает древние традиционные виды состязаний.

Спасибо нашему партнёру «Этнографическому музею-парку» села Казым (https://vk.com/kazym_museum) за предоставленную площадку, инвентарь и съёмку!

Продолжение следует…

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #юграсегодня #хантымансийск #умныймузей #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культура #этно #медиа #деньнародовмира #международныйденькоренныхнародовмира #северноемногоборье #тройнойпрыжоксотталкиваниемдвумяногами #тройнойпрыжок

 

 

 

Северное многоборье. Бег с палкой.

Сотрудник Музея Природы и Человека рассказывает и показывает о древних традиционных видах состязаний.

Спасибо нашему партнёру «Этнографическому музею-парку» села Казым (https://vk.com/kazym_museum) за предоставленную площадку, инвентарь и съёмку!

Продолжение следует…

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #юграсегодня #хантымансийск #умныймузей #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культура #этно #медиа #деньнародовмира #международныйденькоренныхнародовмира #северноемногоборье #бегспалкой

 

 

Северное многоборье. Метание топора на дальность.

Интересный и сложный вид северного многоборья. Топор всегда был промысловым атрибутом охотника, оленевода, рыбака. С помощью этого орудия можно было подсекнуть на расстоянии ногу оленя и потом его заарканить.

Согласно старинной легенде, однажды оленевод любовался полетом лебедей над стойбищем. Он начал искать из окружающих его предметов тот, что мог бы взлететь как птица в небо. Тут ему подвернулся топорик. Тундровик хорошенько подстрогал ручку топорика под вид птичьего крыла. Настал день, когда он послал в синеву неба топорик. Тот стремительно взмыл в поднебесье и улетел далеко-далеко.

Так ли это было в действительности – мы не узнаем, но верно то, что летающий топорик – самый поэтичный из национальных видов спорта

Продолжение следует…

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #юграсегодня #хантымансийск #умныймузей #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культура #этно #медиа #деньнародовмира #международныйденькоренныхнародовмира #северноемногоборье #бегспалкой

 

 

Северное многоборье. Метание тынзяна на хорей.

Тынзян (маут, чаут, аркан) - специальная веревка, предназначенная для ловли оленей, которая изготавливается плетением из нескольких тонких ремней кожи оленя. На конце тынзяна закрепляется пластинка, изготовленная, как правило, из кости оленя, через которую продевается петля.

Сотрудник Музея Природы и Человека Руслан Богордаев подробно рассказывает и показывает древние традиционные виды состязаний.

Спасибо нашему партнёру «Этнографическому музею-парку» села Казым (https://vk.com/kazym_museum) за предоставленную площадку, инвентарь и съёмку!

Это был пятый (из пяти) вид северного многоборья. Посмотрев все серии, вы получили представление о состязаниях – важной части национального колорита и культуры.

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #юграсегодня #хантымансийск #умныймузей #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культура #этно #медиа #деньнародовмира #международныйденькоренныхнародовмира #северноемногоборье #метаниетынзянанахорей

X
10.08.2020
Музей Природы и Человека, г. Ханты-Мансийск ДАРЫ И ДАРИТЕЛИ

ДАРЫ И ДАРИТЕЛИ

В фондах Музея Природы и Человека хранится более 167 тысяч (!) предметов, составляющих многочисленные коллекции: палеонтологии, этнографии, археологии, старопечатных книг, фотографий. Все коллекции ежегодно пополняются новыми предметами, попадающими в фонды по-разному: их привозят их научных экспедиций сотрудники музея, сдают различные организации, частные лица.

Пожалуй, самыми часто комплектуемыми коллекциями являются историко-бытовая и коллекция истории техники. В 2013 г. в наши фонды поступило собрание из 1 175 единиц хранения от сдатчика-коллекционера Константина Анатольевича Голышева, проживающего в городе Куртамыш Курганской области. Это самое массовое поступление раритетов, представляющих собой предметы Советского периода: предметы быта (обувь, одежда, столовая утварь, сувениры и т.д.), предметы, относящиеся к истории техники (телевизоры, радио, громковорители, фотоаппараты), фотографии и негативы, книги и периодические издания.

Большое количество предметов дополнили существующие тематические коллекции, а какие-то стали первыми и пока единственными экземплярами. К наиболее ценным стоит отнести детскую игрушку – велосипед-лошадку (в полной комплектации), которая так знакома поколению детей 1960-70-х гг. Не зря этот предмет, а также и остальные игрушки из коллекции Голышева стали самыми узнаваемым на выставке «Остров детства», рассказывающей об играх и игрушках советского периода.

Сегодня мы представим несколько самых интересных объектов из коллекции, которые вы сможете увидеть на тематических выставках и мероприятиях музея.

Фото 1. Машинка для штопки чулок и носков. 1970-80-е гг. В эпоху дефицита выбрасывать вещи, которые можно починить, считалось непрактичным. Для упрощения процесса была разработана машинка для штопки, которую впервые изготовили в 1950-х гг. на Промкомбинате Свердловского райсовета г. Ленинграда.

Фото 2. Громкоговоритель «УФА». 1960-е гг. С 1951 г. такие выпускал завод «Почтовый ящик № 31» г. Уфы (оборонный завод). Громкоговоритель «Уфа» был предназначен для прослушивания программы проводного радиовещания c напряжением в радиосети 30 вольт. Первые громкоговорители имели основной корпус из дерева, а переднюю накладку из пластмассы (бакелита), позднее и корпус стали делать из бакелита.

Фото 3. Магнитофонная приставка «Нота-304» выпускалась с 1975 г. Новосибирским электромеханическим заводом. Выполнена на базе магнитофона «Иней-303», предназначена для записи музыкальных и речевых программ на магнитную ленту с микрофона, радиоприёмника, радиотрансляционной сети, телевизора и воспроизведения записи через усилитель низкой частоты. Собрана на транзисторах, в приставке предусмотрены регулировки громкости и уровня записи, временная остановка ленты в режиме записи и воспроизведения, а также стрелочный индикатор контроля уровня записи.

Фото 4. Часы с кукушкой. 1970-е гг. Часы «Маяк» были качественными и недорогими. Долгие годы настенные часы с кукушкой марки «Маяк» выпускал завод в городе Сердобске. Гирьки в виде еловых шишек, украшенный незамысловатой резьбой домик, бумажные меха звукового механизма – такими запомнились они представителям старшего поколения.

Фото 5. Велосипед-лошадка. 1970-80-е гг. Эта лошадка знакома многим, чьё детство прошло в СССР. Такой конь, как и разнообразные педальные автомобили, был мечтой многих советских детей. Такие велосипеды в СССР c 1950-х по 1980-е гг. выпускали на нескольких заводах оборонного и металлообрабатывающего комплекса в линейке товаров народного потребления. Например, на московском заводе «Салют» и на омском авиационном заводе «Полёт». В 1970-80-х гг. цена этой игрушки была 21 р. 50 коп. (средняя зарплата была 80-120 руб.). Её могли себе позволить купить не все. Зато во многих парках лошадку можно было взять на прокат. Правда, прокатные агрегаты далеко не всегда были в хорошем состоянии, может поэтому у некоторых остались не очень приятные впечатления от катания. Да и управлять ею было сложнее, чем педальным автомобилем. Зато как красиво лошадка перебирала ногами, как будто и вправду бежала! Это, конечно, приводило детей, да и взрослых, в восторг!

 

Ещё больше интересной информации и предметов:

http://ugramuseum.ru

http://www.hmao-museums.ru

 

 

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #юграсегодня #хантымансийск #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #культурароссии #культураюгры #культура #дарыидарители #музейныефонды #историяпредметов #коллекция #КонстантинГолышев

 

X
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.