Новости

Музей
20.10.2020
Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск О музейном деле в Югре

О музейном деле в Югре

Музей геологии, нефти и газа выпустил очередной том сборника «Музейное дело в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Седьмой выпуск научно-методической серии «Музейное дело в ХМАО-Югре» содержит 27 статей исследователей из государственных, муниципальных и ведомственных музеев округа. Авторами публикаций стали сотрудники Музея геологии, нефти и газа (Ханты-Мансийск), Сургутского краеведческого музея и его подразделения «Мемориальный комплекс геологов-первопроходцев «Дом Ф.К. Салманова», Государственного художественного музея и его филиала «Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева» (Ханты-Мансийск), Историко-художественного музейного комплекса (Нефтеюганск), Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» (Ханты-Мансийск), Саранпаульского краеведческого музея, Сургутского художественного музея, Музея Природы Государственного заповедника «Малая Сосьва» (Советский).

Темами публикаций стали методические проблемы югорской музеологии; итоги музейного строительства; инновации в экспозиционной, научно-фондовой и культурно-образовательной работе; сюжет из истории музейного строительства на территории автономного округа; результаты научно-исследовательской работы в музеях.

Очередной выпуск серийного издания будет интересен работникам российских и зарубежных музеев, историкам и этнографам академических подразделений и гуманитарных факультетов высших учебных заведений, старшеклассникам общеобразовательных школ – всем, кто интересуется сибиреведением и музееведением.

Издание сборника состоялось при поддержке Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Культурное пространство на 2019-2025 годы и на период до 2030 года».

Очередной выпуск музейной серии будет распространен по авторам, передан в музеи и библиотеки округа.

Познакомиться с публикациями можно здесь.

X
20.10.2020
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Artefact. Маска медвежья ритуальная

Artefact. Маска медвежья ритуальная


Медвежий праздник - неотъемлемая часть культа медведя у обских угров. С одной стороны, это древний и строго регламентированный обряд, с другой - многожанровое представление. В 1990-х гг. начала возрождаться традиция открытого проведения медвежьих праздников, были сделаны видео- и аудио- записи, послужившие основной для новых исследований и публикаций. Благодаря этому богатый пласт культуры обских угров стал доступен широкому кругу населения округа.

Особенностью обско-угорского медвежьего праздника является использование берестяных масок, которые надевали при исполнении танцев и представлений. Исследователи отмечают несколько трактовок этого явления. Одна из них объясняется древнейшей версией о стремлении участников обрядов придать себе медведоподобный облик, подчеркнув тем самым, что медведь здесь - среди своих, т.е. зверь и люди неделимы. Другая версия ношения масок - желание скрыть лица охотников, убивших медведя, тем самым избегая его гнева и наказания.

В масках представления разыгрывали исключительно мужчины, даже если исполняли женские роли. С конца XIX века по настоящее время ритуальные маски делают преимущественно из бересты. Однако сохранились свидетельства того, что раньше их вырезали из дерева.

Береста - малопригодный материал для подобных атрибутов, она быстро приходит в негодность. Её использование объясняется доступностью: если маска ломалась, то её с лёгкостью заменяли новой. Технология изготовления ритуальных масок была схожа у всех групп восточных хантов, а наличие тех или иных деталей зависело от исполнителя.

Маска из фондов Музейного комплекса выполнена из единой пластины бересты, в которой прорезаны отверстия для глаз, внутренним светло-коричневым слоем наружу (белым соответственно вовнутрь). Брови изготовлены из меха оленя ворсом вверх. Отверстие для дыхания прикрыто пришитым сухожильными нитями «носом» из берестяного треугольника; в

нижней части разрез, сшитый сухожильными нитями для формирования «подбородка»; сухожильными нитями пришита «борода» из меха ондатры серо-коричневого цвета; на уровне глаз сделаны отверстия для синтетической тесьмы зеленого цвета с золотистой нитью - крепление маски.


Научный сотрудник
Дука Д.С.

X
20.10.2020
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Artefact. Антропоморфное керамическое изображение

Artefact. Антропоморфное керамическое изображение


Для культур Западной Сибири было характерно повсеместное распространение навыков работы с керамикой. Однако древнее население крайне редко использовало данный материал для каких-либо иных изделий, кроме сосудов. Глиняные образные изображения встречаются нечасто, поэтому каждая единичная находка исследуется учёными с особым интересом.

Все найденные антропоморфные скульптурки имеют схожие черты. Они представляют собой изображение сидящего в орнаментированной верхней одежде человека. Лицо либо отсутствует, либо обозначено схематически.

Данные фигурки не первое десятилетие вызывают в среде исследователей споры и о дате появления, и о своём назначении. Существует несколько теорий о том, какую функцию исполняли данные предметы.

Одно из предположений было высказано в середине XX века и заключалось в интерпретации антропоморфов как детских игрушек. Исследователи проводили параллели с этнографическим материалом, а именно с куклой «акань» из-за отсутствия проработанного лица. Ещё одно предположение заключалось в связи керамической пластики с кузнечным промыслом. Основой для этой теории послужили находки керамических антропоморфов в поселенческих комплексах со следами обработки металла. Однако последующие находки предметов в местах без следов металлургической деятельности (например, могильниках) поставили данную догадку под сомнение. Учёные не исключают связь глиняных фигурок с культом домашнего очага и обрядовыми практиками, направленными на становление и взросление человека.

Глиняная антропоморфная скульптурка из фондов НГ МАУК Музейного комплекса была найдена в 1991 году при разведке в южной части Нефтеюганского района на реке Топать-Ега. Исследователи датировали археологический памятник Тапатьега 2 I в. до н.э. - XII в. до н.э.

Изделие представляет собой стилизованную сидящую фигурку человека с редуцированным лицом. Фронтальная и затылочная поверхность богато декорированы симметричными узорами. Орнамент исполнен тонким острым инструментом. Предположительно, человек изображён с накинутым на голову капюшоном.

Изделие из фондов НГ МАУК Музейного комплекса и ему подобные предметы являются интересным источником материальной культуры средневековых общностей, проживавших в таёжной зоне Западной Сибири.

Научный сотрудник
Дука Д.С.

X
19.10.2020
Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск Ждем ваших заявок

Ждем ваших заявок

Музей геологии, нефти и газа продолжает приём заявок на IX конкурс Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Музейный олимп Югры».

Цель конкурса: продвижение культурного наследия автономного округа; признание достижений музеев Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и иных учреждений, подразделений, общественных и частных инициатив, осуществляющих музейную деятельность в Югре, а также юридических и физических лиц, не имеющих прямого отношения к музейному делу автономного округа, внёсших значительный вклад в развитие музейного дела автономного округа.

Номинации конкурса:
- Музейная выставка года
- Музейное издание
- Музейная программа для детей
- Музей места (музейный проект развития территории)
- Музейная экскурсионная программа
- Музейная просветительная программа
- Музейный инклюзивный проект
- Музейный цифровой проект

Номинации для физических и юридических лиц, не имеющих прямого отношения к музейному делу, внёсших значительный вклад в развитие музейного дела автономного округа:
- Музейный волонтёр
- Партнёр музея

Заявки для участия в Конкурсе принимаются до 23 октября 2020 года в БУ «Музей геологии, нефти и газа» по адресу: 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д.9.

 Контактная информация:
Якупова Ирина Григорьевна, учёный секретарь БУ «Музей геологии, нефти и газа», тел. 89224365446, e-mail: info@muzgeo.ru

Зубова Ирина Николаевна, научный сотрудник сектора научно-исследовательской работы, тел. +7(3467)331990, e-mail: zubovain@muzgeo.ru

Положение о конкурсе

X
17.10.2020
Музей Природы и Человека, г. Ханты-Мансийск #КампусЮгры

#КампусЮгры

Добрый день, друзья!
Одним из интересных экспонатов, который будет представлен во время IX Югорской полевой музейной биеннале в декабре 2020 года, станет гостевой журнал базы Парнук.
В военные и послевоенные годы на базе добывался горный хрусталь для военно-промышленного комплекса СССР. Он использовался в производстве оптических приборов. Сегодня эта территория – пристанище для туристов. Уже пару десятков лет за базой ухаживает житель села Саранпауль Иван Вокуев. Он отремонтировал деревянный дом, построил баню, облагородил территорию. Многие туристы, путешествующие в этих краях, останавливаются на базе и благодарят Ивана Николаевича за гостеприимство на страницах этого дневника.
Первая запись была оставлена в августе 2001 года. Кстати, авторы этой заметки и оставили на базе эту тетрадь для записей. Сегодня над оцифровкой дневника работает медиаволонтер проекта #КампусЮгры к. и. н., доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин ХМГМА Екатерина Шуляк (Ханты-Мансийск).
- Работать с этими записями очень интересно, - поделилась впечатлениям Екатерина Викторовна. - Дневник отражает повседневную жизнь тех, кто был когда-то на этой базе. Люди, находясь далеко от дома и от работы, наедине с природой, откровенно пишут о своих с впечатлениях от похода. Они оставляют координаты и тем самым стараются наладить связь с людьми, которые придут после них и будут читать эти записи.
Проект «Кампус культурных волонтеров Югры» реализуется при участии Ханты-Мансийской региональной общественной организации «Центр поддержки и развития музеев Югры», победителя первого грантового конкурса 2020 года Губернатора Югры.

X
16.10.2020
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Рубрика «Искусство в объеме»

Рубрика «Искусство в объеме»



Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. Распространённым материалом в изготовлении статуэток является керамика, основными и более сложными видами керамики являются фаянс и фарфор.
Представленные малые скульптурные формы хранятся в фондах НГ МАУК «Историко-художественный музейный комплекс». Фигуры: «Мужик, борющийся с медведем», «Жатва», «Кадриль» две статуэтки, «Слон-циркач» из коллекции «Скульптура», были изготовлены в 1960-1986 годы на Конаковском фарфоровом и Дулевском фаянсовом заводах.
Дулевский завод славился почтительным отношением к старинным традициям. Там была придумана особая техника флористической росписи. Позолоченные дулевские статуэтки с роскошными розами украшали многие дома в Советском Союзе.
Конаковский завод помимо изделий из фаянса предлагал потребителям и фарфоровые статуэтки. Конаковская скульптура была с пропагандистской направленностью – образец патриотического искусства советского времени.
После войны агитационное значение статуэток значительно снизилось. Возникли новые сюжетные линии, популярность приобрели герои сказок, изображения детей, бытовые сценки, они дают представление об устройстве советского быта, а также наглядно демонстрируют изменения ценностей советской эпохи.
Мелкая пластика была призвана преодолеть однообразие массового типового советского интерьера. Статуэтки выглядят непринужденно и естественно благодаря «живым» позам и пластичным жестам. Глядя на фигурки, создается впечатления, что они сделаны не из тяжелого фарфора, а из воздушных, невесомых материй. Обаяние фарфоровых статуэток усиливалось, благодаря выразительности глазурирования. Покрытие глазурью не только предохраняет изделие от загрязнений и влаги, но и улучшает его внешний вид. Покрытое глазурью изделие подвергается высокотемпературному обжигу, поэтому некоторые цвета выгорают совсем без остатка, некоторые проявляются иначе, чем рассчитывал художник, и абсолютно все краски взаимодействуют друг с другом, вплавляясь и растекаясь совсем непредсказуемым образом. Многие эффекты придают особый шарм и уникальность изделию.
Разглядывая статуэтки, мы переживаем бодрость танца, усталость от трудового дня на жатве, вспоминаем радость цирковых представлений или заинтригованы борьбой мужика с медведем. В настоящее время фарфоровые статуэтки являются предметом коллекционирования, уникальность заключается в том, что они являются воплощением престижа и домашнего очага.

Ссылка на видеоролик: Рубрика «Искусство в объеме»

Статью подготовила организатор экскурсий
Мотова Милана Игоревна

X
14.10.2020
Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск В Музее геологии, нефти и газа завершилась работа Всероссийской конференции

В Музее геологии, нефти и газа завершилась работа Всероссийской конференции

8-9 октября 2020 года в Музее геологии, нефти и газа состоялась работа Всероссийской научной конференции «Индустриальное наследие России: междисциплинарные исследования, опыт сохранения, стратегии реновации».

Конференция была посвящена двум крупным юбилейным датам – 175-летию Русского географического общества и 90-летию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и проводилась в рамках XV Всероссийского фестиваля науки.

Программа конференции была насыщена докладами участников в пленарном заседании и пяти тематических секциях. Всего в ходе работы конференции было озвучено 39 докладов специалистов из университетов, музеев, академических институтов и производственных учреждений из 15 городов России – Москвы, Екатеринбурга, Тюмени, Ханты-Мансийска, Санкт-Петербурга, Казани, Саратова, Тулы, Омска, Новосибирска, Томска, Новокузнецка, Кемерово, Сургута и Нижневартовска.

Кроме работы пленарного и секционных заседаний Музеем был организован научный лекторий в рамках проекта «Открытая наука». С научно-популярными лекциями выступили приглашенные исследователи. Лекцию о истории советской науки послевоенного времени по материалам визита британской делегации в СССР озвучил старший научный сотрудник Архива РАН и Института всеобщей истории РАН Михаил Ковалев (Москва). С темой о «Красноярском деле геологов 1949 года» и ее презентацией в исследовательской и выставочной деятельности Мемориального музея истории политических репрессий в Томске выступил старший научный сотрудник Центра изучения исторической памяти при Томском краеведческом музее имени М.Б. Шатилова Василий Ханевич. Авторскую лекцию о пространственном развитии застроенных и застраиваемых территорий России как материальных носителей объектов индустриального наследия представили профессор Татьяна Илюшина и заведующий кафедрой кадастра и основ земельного права Александр Сизов с коллегами из Московского государственного университета геодезии и картографии.

Конференция состоялась при поддержке Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ключевым соорганизатором выступило Региональное отделение Русского географического общества в Югре. Партнёрами конференции стали Музей землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова, Сургутский государственный педагогический университет, Московский государственный университет геодезии и картографии, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, Сургутский государственный университет и Югорский государственный университет.

X
14.10.2020
Белоярский этнокультурный центр, г. Белоярский Совершите познавательную экскурсию по стационарной экспозиции "Северная цивилизация: народ ханты" не выходя из дома!

Совершите познавательную экскурсию по стационарной экспозиции "Северная цивилизация: народ ханты" не выходя из дома!

Совершите познавательную экскурсию по стационарной экспозиции "Северная цивилизация: народ ханты" не выходя из дома!

Стационарная экспозиция "Северная цивилизация: народ ханты" МАУК "Этнокультурный центр" отражена в мультимедийном гиде Artefact с технологией дополненной реальности. На ней представлены экспонаты этнографической коллекции, отражающие богатую и разнообразную культуру северных народов (казымских ханты).

В приложении Artefact показаны 40 экспонатов, с которым вы можете познакомиться не выходя из дома по ссылке: https://artefact.culture.ru/ru/museum/etnokulturnyy-centr-beloyarskogo-rayona

Благодаря платформе «ARTEFACT» у вас есть возможность побывать не только в нашем музеи, оставаясь дома, а также посетить музеи России прямо сейчас!

#Artefact #культураонлайн #ЭтнокультурныйЦентр #Культурапозитив #Белоярский #Белоярскийрайон #НацпроекткультураБелоярский #Нацпроекты86 #культура86

X
13.10.2020
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Пишущая машинка

Пишущая машинка

Музейный комплекс представляет пишущие машинки, хранящиеся в фондах. Самая возрастная пишущая машинка «Башкирия». Первые машинки известной марки собирались вручную в 20-е годы прошлого столетия, в Уфе бывшими беспризорниками, объединенными в трудовые коммуны. С начала 30-х годов выпуск канцелярской модели «Башкирия» начал Уфимский завод пишущих машин, этот же завод производил и машинки «Уфа».

Также Вашему вниманию представлены самые распространенные пишущие машинки 1980-х годов произведенные в СССР.

Машинка - та редкая вещь, которая делает всю процедуру написания текста своеобразным ритуалом, развивающим творческое мышление и повышающим эффективность за счёт отсутствия интернета и клавиши автоматического исправления написанного. Прежде чем оформить свою мысль в слова человек лишний раз задумывается, ибо привычной возможности постоянно возвращаться назад и стирать уже отпечатанное у него не будет, остаётся лишь двигаться вперёд.

Ссылка на видеоролик Пишущая машинка

Гониева Е.А., Безукладникова Е.А.

X
13.10.2020
Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск Космическое путешествие

Космическое путешествие

Музей геологии, нефти и газа приглашает всех тех, кто интересуется космосом на новое музейное занятие «Конструкторского бюро».

17 октября в 15:00 на Ютуб-канале музея и в аккаунтах музея в социальных сетях пройдёт новое увлекательное занятие «Гости из космоса».

Все желающие, не посещая здания музея, смогут заглянуть на выставку «Упавшие с небес», чтобы приоткрыть завесу таинственного и далёкого космоса, увидеть своими глазами небесных посланников, которые в Сибири встречаются крайне редко.

Встречаемся 17 октября на онлайн-занятии «Гости из космоса»!

Не пропустите!

X
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.