Прошло уже 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны - самой страшной войны в истории нашей страны. Это были бесконечно долгие и тяжелые 1418 дней и ночей, когда мир раскололся надвое: на тех, кого ждали, и тех, кто ждал.
С началом войны была нарушена привычная жизнь огромной массы людей: более 5 млн. человек оказались в действующей армии на западных рубежах страны. Началась эвакуация из районов прифронтовой полосы. Все сдвинулось с привычных мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей были разлучены. И единственной связующей ниточкой стали письма.
Как сильно их ждали! И какое это было облегчение, если приходил фронтовой треугольник, а не страшный казенный конверт с извещением, так называемая похоронка, в которой сообщалось о гибели военнослужащего, причине смерти, времени, наградах, чаще всего посмертных, и о месте захоронения, если это место было известно.
Узнаваемая форма фронтовых писем, в виде треугольника, возникла из-за нехватки конвертов и марок. Лист бумаги прямоугольной формы загибался сначала справа налево, а потом слева направо, оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. Письмо не заклеивалось. На наружной стороне писался адрес назначения и обратный адрес, как правило, это был номер полевой почты. Благодаря такой форме письма меньше мялись и не раскрывались во время транспортировки. Писали фронтовые письма преимущественно простым или химическим карандашом, в лучшем случае (как правило, из госпиталя) чернилами и перьевой ручкой.
У каждого такого фронтового треугольника своя история: счастливая или печальная. Через эти письма, опаленные войной, мы слышим голоса простых людей, прошедших страшные испытания, написанные сердцем, они ярко раскрывают величие подвига, совершенного нашим народом. Читая эти письма, понимаешь, что выиграли войну не сказочные неуязвимые богатыри, а обычные люди, которым было страшно, больно, холодно.
В фондах Музейного комплекса хранятся письма участников Великой Отечественной войны - Фадеева Александра Федотовича и Мулина Николая Дмитриевича. Эти письма пропитаны любовью и надеждой, верой и отчаянием, страхом и отвагой. Уставшие от бесконечных боев и картин разрухи они в основном переживали за здоровье родных, признавались в любви, тосковали по мирной жизни. Болью в сердце отзывается письмо Николая Дмитриевича родным и пришедшая вслед за ним похоронка, он не дожил до окончания войны всего лишь несколько недель.
О Великой Отечественной войне пишут, и будут писать еще много. Но пожелтевшие, полуистлевшие фронтовые письма - это живые свидетели, помогающие нам понять эпоху, людей того времени, их чувства и убеждения. И сколько бы ни прошло лет, эти письма нужно бережно хранить, чтобы помнить какой ценой была достигнута победа.
Методист «Музея реки Обь» Безукладникова Е.А.
Фото Кобылиной Н.И.
С началом войны была нарушена привычная жизнь огромной массы людей: более 5 млн. человек оказались в действующей армии на западных рубежах страны. Началась эвакуация из районов прифронтовой полосы. Все сдвинулось с привычных мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей были разлучены. И единственной связующей ниточкой стали письма.
Как сильно их ждали! И какое это было облегчение, если приходил фронтовой треугольник, а не страшный казенный конверт с извещением, так называемая похоронка, в которой сообщалось о гибели военнослужащего, причине смерти, времени, наградах, чаще всего посмертных, и о месте захоронения, если это место было известно.
Узнаваемая форма фронтовых писем, в виде треугольника, возникла из-за нехватки конвертов и марок. Лист бумаги прямоугольной формы загибался сначала справа налево, а потом слева направо, оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. Письмо не заклеивалось. На наружной стороне писался адрес назначения и обратный адрес, как правило, это был номер полевой почты. Благодаря такой форме письма меньше мялись и не раскрывались во время транспортировки. Писали фронтовые письма преимущественно простым или химическим карандашом, в лучшем случае (как правило, из госпиталя) чернилами и перьевой ручкой.
У каждого такого фронтового треугольника своя история: счастливая или печальная. Через эти письма, опаленные войной, мы слышим голоса простых людей, прошедших страшные испытания, написанные сердцем, они ярко раскрывают величие подвига, совершенного нашим народом. Читая эти письма, понимаешь, что выиграли войну не сказочные неуязвимые богатыри, а обычные люди, которым было страшно, больно, холодно.
В фондах Музейного комплекса хранятся письма участников Великой Отечественной войны - Фадеева Александра Федотовича и Мулина Николая Дмитриевича. Эти письма пропитаны любовью и надеждой, верой и отчаянием, страхом и отвагой. Уставшие от бесконечных боев и картин разрухи они в основном переживали за здоровье родных, признавались в любви, тосковали по мирной жизни. Болью в сердце отзывается письмо Николая Дмитриевича родным и пришедшая вслед за ним похоронка, он не дожил до окончания войны всего лишь несколько недель.
О Великой Отечественной войне пишут, и будут писать еще много. Но пожелтевшие, полуистлевшие фронтовые письма - это живые свидетели, помогающие нам понять эпоху, людей того времени, их чувства и убеждения. И сколько бы ни прошло лет, эти письма нужно бережно хранить, чтобы помнить какой ценой была достигнута победа.
Методист «Музея реки Обь» Безукладникова Е.А.
Фото Кобылиной Н.И.