ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ В ХОДЕ МИГРАЦИЙ СЕВЕРНЫХ ХАНТОВ
(по фольклорным материалам)
В фольклоре нижнеобских угров сохранилось множество легенд и преданий, сложившихся при формировании северной группы хантов. Здесь данные о миграциях в северное Приобье различных угорских групп, многообразные свидетельства военных столкновений северных хантов как с самодийцами, так и со своими соплеменниками. Порой может показаться, что средневековое северное Приобье непрерывно воевало. Северные ханты считают, что на территории тайги северного Приобья прежде проживали самодийцы ур ёх («лесной народ» или «дикий народ»), которых вытеснили пришедшие на эти земли предки угров — мось ёх. Войны между мось ёх и ур ёх носили затяжной характер; в конце концов, самодийцы ур ёх, не сумевшие устоять против пришельцев, частично отступили к устью Оби и верховьям ее притоков, частично были ассимилированы уграми. Позже северным уграм пришлось обороняться от своих же западных и южных соплеменников. Первые известны в фольклорных материалах как лев охаль — «сосьвинский народ», вторые как хурун ёх — «народ городков». Кроме передвижений, связанных с военными действиями, в фольклоре северных хантов содержатся рассказы о мирных миграциях угорского населения на север, при этом отмечается та же направленность переселений — с запада и с юга. Западный поток мигрантов связывается с легендарным народом пастэр ёх и другими угорскими группами, относяшимися к лев охаль, южный — с приплывшим во времена потопа на плотах и расселившимся по многочисленным протокам Малой и Большой Оби народом пор ёх («люди плотов») или послан ёх («люди проток»). Известно, что в течение нескольких последних столетий преобладающими среди угров были миграции в северном и восточном направлениях, таким образом, для Северного Приобья доминирующими были переселения с запада (из Приуралья) и юга (среднетаежного Приобья). Это подтверждается фольклорными материалами, собранными автором среди различных групп северных хантов. Однако они не дают сколько-нибудь точных датировок и судить о последовательности характеризуемых переселенческих потоков можно лишь по соподчиненности сюжетов, их сопоставимости с историческими событиями (например, походами воинов Коды) или по косвенным указаниям на их древность (например, отнесенность к эпохе потопа).
В этнографической литературе к северным хантам (ханти или хантэ) обычно относят население, проживающее по Оби (с притоками Казым, Сыня, Куноват) от Обдорска до Мало-Атлымских юрт, включая в их число «остяков» Северной Сосьвы и Ляпина. Безусловно, к нижнеобским (северным) хантам следует причислять «заобдорских остяков», т. е. хантыйское население, проживающее по Оби и Обской губе (с притоками Полуй, Надым).
Военное поражение «Лесного народа» (Ур ёх)
По утверждению нижнеобских хантов, до прихода угров в северной тайге проживали ур ёх (ор ях) — «лесной народ» — самоеды (ненцы). Тундровых ненцев обские угры называют ёран ёх (ёран махум). Данный термин распространен среди северной группы нижнеобских хантов (приуральских и шурышкарских) не столь широко, как у казымских хантов или сосьвинско-ляпинских манси. Обдорские ханты называют тундровых ненцев ор ях (хармо ор ях), среди которых выделяют: кейв ор ях — уральских, ямал ор ях — ямальских, орас ях — обских. Лесных ненцев они именуют по-ненецки пянхасаво. Шурышкарские, войкарские, сынские и куноватские ханты называют ненцев, особенно когда речь идет о старых временах, ур ёх, а кочующих по Уралу — ёран ёх и саран ур ёх. Исконным местом нёхсам ор ях обдорские ханты считают р. Надым, а ор ях (в частности ненцев Нгано-Харючи) — водораздел между рр. Полуй и Кутопюган. Относя ур ёх и ёран ёх то к ненцам, то к «разным народам», ханты Нижней Оби утверждают, что основным занятием «лесного народа» была охота на диких оленей, тогда как тундровые ненцы характеризуются как оленеводы. По-видимому, первые продвинувшиеся на север мигранты-угры встретились с таежными охотниками на диких оленей ур ёх, а позднее, со становлением у ненцев крупностадного оленеводства, тундровики-оленеводы стали восприниматься ими как ёран ёх.
Вся территория Обдории и Куновата в средние века представляла собой зону военного противостояния ур ёх и угров. С. К. Патканов, основываясь на остяцких преданиях, называет остров Конавыт границей между самоедами и уграми. Главными «горячими точками» того времени нижнеобские ханты считают городок Вош-пай близ Кушевата и район р. Куноват. По легендам, войну с ур ёх на Куновате выиграли три брата: Ун Мось ху — «Большой человек Мось», Кутоп Мось ху — «Средний человек Мось» и Ай Мось ху — «Младший человек Мось». В первых столкновениях ур ёх были оттеснены до Среднего Логася (среднее течение Куновата), где на высоком яру, неподалеку от основанных позднее юрт Сангымгорт, пришельцы мось установили дозорный пост из женщин и девиц. Ответным ударом ур ёх взяли городок и перебили всех оборонявшихся. До сих пор место на яру у юрт Сангымгорт называется Евиет вош — «Девичий городок». Факт беспощадного отношения самоедов ур ёх к противнику — свидетельство особого характера конфликта, когда шла борьба за родную землю (территорию) и уничтожались все враги-пришельцы без различия пола и возраста. В своей работе «Войны и миграции северных хантов» кандидат исторических наук Е. Перевалова пишет, что предки ненцев при сражениях за свою территорию уничтожали всех без исключения завоевателей-угров. Этим военная тактика отступающих ур ёх отличалась от обычных военных экспедиции и грабительских набегов, когда «не пушнина и иные драгоценности, не укрепленные городки и богатые промысловые угодья, а именно женщины и олени» выступали основным объектом и целью нападений. Несмотря на отчаянное сопротивление ур ёх, р. Куноват стала владениями пришельцев-угров, и лишь небольшое число «куноватской самояди» (потомков ур ёх) обитало в ее верховьях до XIX века. Победы угров, возглавляемых братьями мось, воспеты в преданиях; на р. Куноват основаны святилища, посвященные трем богатырям мось. На главном из них, мысе Духов (Лонх авыт нёль) были установлены остроголовые скульптуры братьев-воинов, здесь же хранились доспехи и оружие воинов победителей. Раз в семь лет здесь проводились военные пляски, во время которых куноватские ханты (куноват ёх), считавшие себя потомками воинов мось, извлекали из тайников оружие, и над рекой Куноват звучал призывный военный клич «Гей! Гей!» и сверкали поднятые вверх мечи и сабли. На других территориях Нижнего Приобья о былых войнах угров с самоедами говорят топонимические названия: р. Сыня имеет приток Ёран ёх вилим юган — «Река, где с ненцами война шла», чуть выше, в районе Тиль-тима, есть урочище, именуемое Ляль екртым поль — «Война окончилась (повернула обратно)». Северная граница военных столкновений угров и ур ёх проходила в 35 верстах от Обдорска. По записанной игуменом Иринархом легенде, остяки вытеснили самоедов к большому сору Вангада, где развернулось решающее сражение. Остяки выиграли битву, сурово наказав проигравших. Впоследствии ненцы стали приносить здесь жертвы и, проезжая из тундры в Обдорск, оставляли на святилище оленьи черепа.
Минули столетья, а обагренное самоедской кровью место при ручье Хоронэуподы не забылось, став целой горой из костей жертвенных оленей. По сообщению очевидца, «клятва вечного мира» между остяками и самоедами была заключена около юрт Пащерцевых. Самоеды признали «владычество остяков». Обдорский городок становится политическим центром Обского Севера и резиденцией остяцкого княжеского рода Тайшиных. Знаменитое капище Тайшиных на Ангальском мысу (Лонг авыт нель), названное Иринархом «оплотом древней веры остяков и самоедов», долгое время выполняло роль культового центра как хантов, так и ненцев. Остяцкое военное преимущество ощущалось ещё долгие годы.
Научный сотрудник, хранитель коллекции «Археология» Чебыкин В.Е.
Загадки древних артефактов
15.07.2024