Почитание божеств и духов
- Плитка
- Галерея
Все обские угры почитали верховного бога Торума, или Нуми-Торума и членов его семьи: сестру и жену Калтащ, брата Куль-Отыра, владыку нижнего мира, а также семерых сыновей, управлявших на земле человеческими делами. Среди них выделяется небесный всадник Мир-сусне-хум, «Человек, осматривающий землю, Человек, осматривающий воду».
Религию хантов и манси глубоко пронизывала вера в многочисленных духов. Населявшие все мироздание, они воспринимались как подобные человеку, но сильнее и могущественнее его. Одни из них считались доброжелательными, а другие – враждебными к людям, поэтому нужно было заручиться поддержкой первых и устранить злокозненные действия других. Для этого совершали определенные обряды и соблюдали предписанные правила и запреты. Так, представляя огонь живым существом, место вокруг очага огораживали и считали священным; туда запрещалось бросать мусор, втыкать нож или топор, рисовать, чертить, колоть острыми предметами.
Больше всего верований и обрядов хантов и манси было связано с основой их существования — охотой и рыболовством. Собираясь на промысел, «кормили» духов хлебом, мясом и рыбьим жиром, прося их обеспечить удачу. Придя на место охоты, приносили жертвы лесному духу - хозяину промыслового угодья, чтобы умилостивить его, а по окончании охоты оставляли ему часть добычи в знак благодарности. Обские угры верили в воскресение зверей после смерти, и потому совершали обряды с черепами и шкурами животных, чтобы помочь убитым на охоте животным возродиться.
Все неисчислимое количество духов условно можно разделить на всеобщих, местных и семейно-родовых. Всеобщие духи, например хозяин леса, обитали повсюду. Местные духи проявляли свою силу лишь на определенной территории; они обеспечивали успех в промыслах, загоняли рыбу в сети и зверя в ловушку. Среди них были и бывшие герои, основатели родов, известные предки, богатыри прошлых времен.
Семейно-родовых духов умилостивляли, чтобы они обеспечивали благополучие семьи и рода. Особо выделяли духов-защитников, или персональных покровителей, которых до сих пор почитают обские угры, ведущие традиционный образ жизни. Считается, что у каждого человека есть один или несколько таких духов, связь с которыми устанавливалась во время специального обряда, совершаемого вскоре после рождения человека.
Заметное место в религиозных традициях хантов и манси занимал культ мертвых. Жизнь в загробном мире представлялась продолжением жизни на земле. Верили, что каждый умерший превращался в духа, которому живые должны были подносить пищу и подарки. У хантов после смерти мужа жена делала его изображение и обращалась с ним, как с супругом.