Святилища
- Плитка
- Галерея
Святилища – самое наглядное воплощение традиционных верований хантов и манси, самобытное явление их этнической культуры. Древнейшими культовыми местами были природные объекты: скалы и камни необычной формы, приметные деревья и мысы рек, пещеры и холмы и т.п. Позже к ним добавились рукотворные святилища, которые обычно находились в труднодоступных местах. Так, например, мансийское святилище Торум кан, «Божье место» находилось на острове среди болот.
Большая часть святилищ была посвящена местным духам, предкам-покровителям селений, которые могли воплощаться в разных ипостасях: в божествах, животных, птицах, «богатырях» или в сакральных предметах. Многие святилища были связаны с промысловыми культами. Для самых сильных духов перед началом охотничьего или рыболовного промысла обычно устраивали кровавые жертвоприношения, закалывая оленя, лошадь или другое домашнее животное. Задабривая местных духов, им подносили съестное и другие дары – меха, ткань, одежду, украшения, монеты и другие предметы, имевшие хождение в быту. Особенно ценными считались изделия из белой бронзы и серебра. Хантыйские женщины приносили на святилище коробки для рукоделия, а рождение каждой девочки отмечали приношением игольницы.
Во время таких подношений участники ритуала устраивали совместную с духами трапезу и «угощали» их теми же продуктами и блюдами, которые ели сами: вареным мясом и рыбой, жиром, мучными изделиями, сластями, спиртными напитками, чаем. Угощение сначала предлагали духам, а затем ели люди. Жертвоприношением отмечали практически любое хозяйственное дело, приуроченное к календарному циклу.
Выглядели священные места по-разному. Обычно это были культовые дома, где хранились деревянные, металлические или костяные изображения духов, перед которыми совершали коллективные обряды и церемонии. Здесь же находился костер, где варили мясо жертвенного животного. На деревья, находившиеся поблизости, вешали шкуры жертвенных животных и лоскуты ткани с монетами. Иногда здесь же сооружали помосты и навесы, устраивали полки-столы и т.п.
Места, где находились святилища, нельзя было осквернять хозяйственными делами, грубыми словами или недостойным поведением, а проезжая мимо них, следовало оставить духу подношение. Многие из священных мест считались запретными для жен и мужей из чужой общины и для женщин, хотя с конца XIX- начала XX вв. существовали и специальные женские святилища. Люди, отправлявшие общий культ, чувствовали себя родственниками по духу-покровителю, независимо от их реального родства.