Христианизация края
- Плитка
- Галерея
Христианизацию Сибири обычно отсчитывают от 30 мая 1621 г., времени прибытия в Тобольск первого архиепископа Киприяна Старорусенкова, хотя отдельные случаи крещения представителей знати по политическим соображениям бывали и раньше. Так, в 1599 г. были крещены кодская княгиня Анастасия, мать князя Игичея Алачева, и его сын Петр. Но массовое обращение в христианство коренных сибирских народов началось позже. Вопрос о нем поднял Петр I в 1700 г. Этого требовали геополитические интересы России, поскольку на религиозное влияние народов Сибири претендовали буддисты Китая и мусульмане Османской империи.
В 1702 г. по указу царя в сан Тобольского и Сибирского митрополита был посвящен Филофей Лещинский (1650-1727), названный позже «Сибирским апостолом», а в 1706 г. вышел царский указ о массовом крещении народов Обского Севера. Ревностно выполняя свою миссию, Лещинский совершил несколько поездок к «инородцам», круша их святилища и сжигая изображения божеств, которым они поклонялись. На местах разрушенных святилищ для новокрещеных хантов и манси возводили церкви и часовни. Эта практика не прекращалась и позже.
К 1740- 1760-м гг. была принудительно крещена основная масса остяцкого и вогульского населения Березовского края. Местные власти не гнушались прибегать к насилию, расценивая религиозные традиции хантов и манси как общение с дьяволом, а возвращение местного населения к своим исконным верованиям – как «злочестие и идолопоклонство».
При Екатерине II, провозгласившей веротерпимость и свободу исповедовать нехристианские религии, миссионерские методы стали более мягкими; чаще прибегали к убеждению и к объяснению христианских сюжетов с помощью икон. Эти традиции продолжались и в XIX в. В начале века Тобольске и Иркутске были созданы отделения Русского библейского общества, Новый завет был переведен на языки хантов и манси, а христианских проповедников стали готовить из числа коренных жителей края. Миссионерам приходилось проповедовать охотникам и рыболовам, ведущим подвижный образ жизни, и для более успешной деятельности они начали использовать походные церкви, официально учрежденные в 1854 г. Все большее значение миссионеры придавали христианскому образованию детей.
В результате христианизации края часть обских угров перешла к православной ритуальной практике, но вместе с тем многие из крещеных хантов и манси продолжали соблюдать традиционные ритуалы, совершать жертвоприношения почитаемым божествам и духам и посещать свои священные места.