Низшая мифология: духи
- Плитка
- Галерея
Количество духов (хантыйск. лунги) в мифологии обских угров не поддается исчислению. Невидимые, бесплотные и бессмертные, они населяют небесный, средний и подземный миры. Одни из них обитают повсюду, другие привязаны к какой-либо местности или покровительствуют той или иной семье, роду и т.д.
Один из популярных персонажей общеугорского пантеона - дух Чохрын ойка, помощник Мир-сусне-хума’а. Его имя означает «Стрекоза-старик» или «Узкого ножа старик». В некоторых селениях его считали предком-покровителем мужчин.
К добрым духам относился дух земли Мых анки, «земли мать», ее мать Мых-пугос анки, т.е. «Земли-пуповины мать», отец Мых кон ики, т.е. «Земли князь-старик» и другие подобные духи земли. Ханты и манси относились к ней очень бережно и старались соблюдать запреты, связанные с ее сохранением: например, не колоть землю острыми предметами.
Духа огня Най ими, сестру верховного бога Нуми-Торума, представляли в образе женщины, одетой в шубу сах и платок. Ее называли «семиязыкой матерью» и верили, что она обитает в каждом очаге или костре, а ее душа живет в голубой кромке пламени. Считалось, что Най ими защищает жилище от злых духов и оберегает его обитателей от болезней, помогает сохранить благополучие в доме.
Все водяные духи считались помощниками хозяина реки Обь, Обского старика, старшего сына верховного бога Торума. Верили, что он живет в море, из которого вытекает Обь, или в устье Иртыша; «заведует рыбой, птицей и зверем» и в ответ на принесенные ему жертвы посылает рыбу вверх по Оби и всем её притокам.
Доброжелательны к людям были и «лесные люди» миш (хант.), мис (манс.). Узнать их будто бы можно было по высокому росту, длинной шее и семи пальцам на руках. В ответ на проявленное к ним внимание они щедро одаривали лесной добычей. Верили, что в каждом участке леса обитает свой лесной дух, следящий за запасами дичи и отпускающий ее охотнику. Эта территория считалась собственностью того или иного духа, и от промысловика требовалось соблюдать на ней определенные правила поведения. Если охотник их не выполнял, то дух мог и отомстить, например, запутать следы и не дать убить зверя. В таких случаях полагались на помощь собак, которые, по поверьям, умели отличать духов от животных.
Особую группу лесных духов составляли менквы — человекоподобные великаны-людоеды и оборотни. Считалось, что они похожи на людей, но огромного, высотой с дерево роста, покрыты шерстью и остроголовы; иногда у них до семи голов. Они сильны, глупы и неуязвимы. Верили, что из частей погибших великанов образуются острова, холмы и реки.
Чаще всего обращались к духам-покровителям, влиявшим на повседневную жизнь людей и отвечавшим за благополучие, здоровье и удачу членов почитающих их семьи и рода.