Фольклор

С мифами были тесно связаны фольклорные жанры: легенды, сказки, песни, былички, загадки. Привычные для европейского материала подходы не отражают обско-угорскую специфику. Так, один и тот же сюжет ханты и манси могли исполнить то в прозаической, а то в песенной форме; существовала также переходная, ритмизированная прозаическая форма. Границы между разными жанрами были проницаемы: в сказке иногда появлялся эпизод из мифа, а некоторые боги, духи и другие мифологические персонажи могли выступать в образе богатырей. Профессиональных исполнителей не было, но были выдающиеся певцы, чаще мужчины. Народное творчество вплеталось в повседневную жизнь. В прошлом в каждой деревне были дома, где в зимнее время регулярно слушали сказки по вечерам, пели песни или играли в загадки.

В легендах и преданиях, именуемых «старых людей разговор», отразилась, прежде всего, этническая история обских угров. В них повествуется о родине хантов и манси, путях их переселений, военных и мирных столкновениях с другими народами, о появлении родовых фамилий, о предках-богатырях и о многом другом. Интересно предание о потопе, известное в нескольких вариантах. В одном из них рассказывается о том, как шаманы предупредили людей о наступлении потопа за семь лет, сказав, чтобы они готовили семислойные плоты, сверху покрытые семислойным стерляжьим пологом. Потоп наступил, семь дней бушевала горячая вода, и каждый день отрывался один слой бревен от плота и срывался один слой стерляжьего полога. Кто такого плота не сделал, погиб.

Мощной магической силой наделялись песни, лирические и эпические, женские и мужские. Слагались песни любовные, дорожные, призывные, похвальные, песни судьбы, песни-жалобы и т.п. На коллективных трапезах было принято петь песни собственного сочинения; пели о своей жизни, сочиняли песни, посвященные ребенку, духу или животному. Особняком стояли медвежьи песни, которые могли исполнять только мужчины на медвежьем празднике.

В быличках, или «смешных разговорах», вспоминали о встречах с духом или с иным сверхъестественным существом. Таежные жители любили послушать былички о лесных духах, наподобие леших, а также о заблудившихся или похищенных детях. У жителей речных побережий любимым персонажем быличек был водяной зверь-мамонт. Говорилось в быличках и об общениях с некоторыми мертвецами, особенно с теми, кто был похоронен без соблюдения традиционного погребального обряда. Былички до сих пор остаются живым видом устного слова, но современность внесла свои коррективы в их традиционный набор, дополнив его рассказами об НЛО, о снежном человеке и т.д.

К богатому мифологическому арсеналу образов часто обращаются и современные художники и писатели Югры.

Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.