Годовой цикл
- Плитка
- Галерея
Как и другие народы Сибири, обские угры в прошлом вели счет времени по полугодиям, так как год состоял из зимнего холодного и летнего теплого периодов, которые иногда считались самостоятельными годами: год часто называли таль-лун, т.е. «зима-лето», хотя было и особое понятие года – от (отль, ал). Промысловый календарь, солнечный, делился и на четыре сезона: весну, лето, осень и зиму. Начало года приходилось на разные периоды, но чаще всего на весну или осень. В XX в. обские угры перешли на общепринятый календарь и начинают год с 1 января.
Начало года часто связывали наступлением весеннего равноденствия. В это время прекращалась пушная охота, переезжали из зимних поселений в весенние. У некоторых групп хантов и манси апрель назывался «месяцем вороны». Иногда с него начинался год, поэтому весной отмечали Вороний праздник и встречали ворон как вестников обновленной жизни.
Ворона считалась покровительницей женщин и детей, активно участвовавших в празднике. Утром мужчины подносили дары изображениям духов-покровителей, убивали оленя и из его мяса готовили праздничные блюда; на березовых ветвях развешивали свежеиспеченные калачи. На краю селения на столе ставили горячую кашу и чай, жертвенную пищу для ворон. Иногда им выставляли оленье мясо с просьбой: «Не троньте наших оленей и оленят». В ХХ в. Вороний праздник отмечался 7 апреля и под влиянием христианства слился с Благовещением.
В начале лета, когда вскрывались реки и озера, устраивали Лосиный праздник. Лось, дававший пищу человеку в самую голодную весеннюю пору, считался символом охотничьей удачи. Он не подчинялся духам, успех в охоте на него зависел только от его расположения и потому его старались задобрить умилостивительными жертвами. В «священное место лося» охотники приносили печень, глаза и другие части добытых в течение года лосей и варили их в огромном котле. Вареное мясо с бульоном разбрасывали на семь сторон, угощая духов, а затем устраивали трапезу для людей.
Летний период выделялся разнообразными рыболовческими занятиями; у некоторых групп хантов июль назывался «месяцем сооружения запоров». Звериный мир в это время отдыхал от человека, нагуливал жир, отращивал мех и растил потомство. Осенью заканчивалось рыболовство: замерзали реки. Начиналась охота; приступали к долгому осенне- зимнему охотничьему промыслу. Замиранию природы противопоставляли оживленное общение между людьми: зима отводилась для встреч, торжеств и церемоний.
Так традиционный календарь обских угров отражал время как непрерывный цикл чередующихся состояний природы и связанной с ними жизни людей.