Ханты

Ханты - самая крупная угорская этническая общность на территории округа. Они населяют берега рек Обь, Иртыш, и их притоков, а также некоторые районы Ямало-Ненецкого автономного округа и Томской области. По переписи 2010 г. численность хантов составляет 30 943 чел., Сами себя они именуют ханти, хантэ, кантэх, хандэ и т.д. Самоназвания разных групп различаются в зависимости от диалектов, а их значение остается дискуссионным вопросом. Обычно самоназвания хантов возводят к значению «человек».

На основе языковых различий ханты делятся на три относительно самобытные большие группы: северную, южную и восточную. В них выделяются более мелкие этнические подразделения – небольшие территориальные группы, расселившиеся в бассейнах рек. К северной группе относят обдорский, сыгвинский, сынско-мужевский, шурышкарский, казымский, и шеркальский диалекты. В южную группу входят иртышский, кондинский, демьянский и другие диалекты с признаками перехода к северной группе. Восточную группу составляют салымский, сургутский, ваховский, васюганский и вартовский диалекты

Иногда обособляют не три, а два сильно различающихся диалектных массива: западный (собственно хантыйский) и восточный (кантыкский). В первом выделяют три наречия: усть-обское, приобское и прииртышское; во втором – два: сургутское и вах-васюганское. Каждое наречие включает ряд говоров, распадающихся на подговоры. Иногда западные диалекты сближают с другими угорскими языками и диалектами, а восточные – с неугорскими уральскими языками. Литературный хантыйский язык развивается на базе казымского, шурышкарского, сургутского и ваховского диалектов.

Обычно среди хантов выделяют этнические группы с речными названиями, связанные с местом их проживания, например, аганские, васюганские, казымские и т.д.

Так, аганские ханты оун ях, названные по реке Аган, живут в ее верхнем течении. В конце XIX в. их было всего 200 человек, а к концу XX в. стало в два раза больше. Издавна на этих землях селились родственники из семей Айпиных и Лейковых, принадлежавшие к одному роду бобра - Масхир. Сейчас их потомки, объединившись семьями, разводят оленей, охотятся, рыбачат, а летом собирают ягоды и кедровые орехи. Традиционная охота и рыбная ловля не всегда доступны, поэтому старые приемы забываются, но кое-где еще сохраняется прежняя промысловая и хозяйственная утварь. Мужчины и женщины носят зимой национальную одежду и обувь, отмечают сезонные праздники, соблюдают некоторые старинные правила и запреты. В местах, наименее затронутых цивилизацией, еще сохраняются небольшие компактные группы с традиционным укладом жизни.

Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.