Манси
- Плитка
- Галерея
Манси расселены отдельными группами в Ханты-Мансийском национальном округе на севере Западной Си¬бири, между Уралом и левобережьем Оби; они живут также за пределами округа, в Ямало¬-Ненецком автономном округе, Свердловской области Пермском крае. В прошлом территория их расселения была значительно больше. По переписи 2010 г. численность манси –12 269 чел. Они именуют себя меньдси, моансь и т.п., что значит люди и делятся на четыре диалектных группы: южную, западную, восточную и северную, которые значительно различаются между собой на всех языковых уровнях. В наиболее чистом виде сохранились северные манси, компактно живущие по берегам Северной Сосьвы и Ляпина.
К южной группе относится ныне исчезнувший тавдинский диалект, который иногда считают самостоятельным мансийским языком. Западная группа включает в себя диалекты Средней Лозьвы, Нижней Лозьвы, Пелыма и Вагиля; к восточной группе относятся нижне-, средне-, верхне- и южно-кондинские диалекты. Северная группа представлена северомансиийским диалектом, который делится на сыгвинский (ляпинский) сосьвинский, обский и верхнелозьвинский говоры. В настоящее время единственной живой диалектной группой является северный; южные диалекты начали исчезать еще в XIХ в., восточные (кондинские) исчезли в конце ХХ в. В основу мансийского литературного языка был положен сосьвинский диалект, на котором говорит основная масса мансийского населе¬ния в Березовском районе округа.
Древняя самобытная культура народа отразилась во множестве вариантов различных местных групп. Обычно к самоназванию группы добавляют название местности, откуда она происходит, например, сагвинские, пелымские, сосьвинские манси и т.п. Так, например, ляпинские манси общей численностью немногим более 1000 человек, живут главным образом в Березовском районе. Их самоназвание сакв махум означает «люди реки Сакв»: так на языке манси называется река Ляпин. Жители верховьев реки разводили оленей, а остальные – охотились, ловили рыбу, летом собирали ягоды и дикорастущие травы. Пастухи-оленеводы, в отличие от охотников и рыболовов ели преимущественно оленье мясо, летом жили в чумах, одежду и обувь шили из оленьих шкур, отмечали праздник оленеводов. Преобразования советского времени и развитие нефте- и газодобычи практически разрушили хрупкое традиционное хозяйство и культуру таежников и оленеводов. Сейчас ляпинские манси стараются верныться в места своего прежнего обитания – небольшие поселения- пауль Рахтыньинские, Луски, Ломбовожские, Межипаульские, Хорампаульские и др.