Экологическое мышление
- Плитка
- Галерея
За долгие века ханты и манси накопили огромный экологический опыт выживания в суровых природных условиях, который по традиции передавался из поколения в поколение. Многое из ценных знаний и навыков коренных народов Западной Сибири заимствовали русские, позднее поселившиеся в этих местах, и это помогло им приспособиться к сложной местной обстановке.
Опыт адаптации обских угров к природной среде принципиально отличен от опыта западной цивилизации. Их психологии всегда был глубоко чужд интенсивный способ добычи средств к существованию. Во время охоты и рыбной ловли ханты и манси брали у леса и реки лишь столько, сколько требовалось для самообеспечения, без излишеств, так что природа имела возможность полностью восстанавливаться.
Бережному отношению к окружающему миру учили и традиционные верования. Согласно им, природа одухотворялась, и люди как равные среди равных жили в мире духов, которые, по поверьям, помогали охотнику находить зверя, загоняли рыбу в сети и наказывали за неоправданный расход природных богатств.
В начале промыслового сезона, когда хант или манси разводил в лесу костер, кипятил чай, угощал им менквов (духов таежных урочищ, остроголовых великанов), он использовал для костра только сухостой (живое дерево срубали лишь для изготовления «живых» вещей: лодок, нарт, жилища). В произносимых тут же приговорах люди обещали понапрасну не рубить деревья, не разбрасывать сор, без нужды не беспокоить зверей, не загрязнять речки и озера. По окончании обряда охотник заливал водой недогоревшие в костре дрова, а неиспользованные складывал у соседнего дерева и прикрывал берестой до следующего прихода. Таган и колья выдергивал из земли (оставлять их грешно - открывается вход на землю духам Подземелья) и приставлял к тому же дереву. Оставшийся на стоянке сор собирал в кучу, но в воду не выбрасывал и в землю не закапывал.
Можно сказать, что у обских угров существовал культ природы. Кроме отдельных природных объектов - огня, камней и деревьев, они почитали и целые ландшафты, в форме священных урочищ и других сакральных мест, где запрещались промыслы. Благодаря такому щадящему природопользованию и наличию своеобразных «празаповедников», здесь сохранились до начала XX в. самые северные колонии азиатских бобров, которые к тому времени были полностью истреблены не только в Приобье, но и почти по всей Сибири.
Осознанная опора на собственное наследие в сфере природопользования – главное средство для выживания и развития хантов и манси.