Государственный художественный музей г. Ханты-Мансийск

Иконопись

Собрание Государственного художественного музея позволяет проследить развитие иконописания в XV – XIX вв., а также ознакомиться с отдельными художественными школами: Ярославской, Новгородской, Вологодской, иконописными центрами Владимиро-Суздальского края. Сюжеты икон включают евангельские сказания, изображения святых и мучеников, богородичную тематику.

Настоящей жемчужиной собрания является «Чудо Св. Георгия о змие» кон. XV в., где мы видим простую и ясную композицию, характерную для Новгородской школы. Георгий запечатлен в момент яростной схватки с чудовищем – один из любимых образов новгородских мастеров, воплощение народного идеала воинской доблести. Победоносец восседает на вороном коне, что встречается крайне редко – нам известно всего несколько подобных икон. В Государственном художественном музее имеется еще два изображения этого святого: «Георгий в житии» (с клеймами) XVI в. из Ростова и «Чудо св. Георгия о змие» XVII в. (Поволжье). Наиболее почитаемый на Руси святой Николай Чудотворец представлен двумя канонами: «Николай Мирликийский» (с Евангелием) и «Никола Можайский» (с мечом в правой руке и градом Можайском в левой). «Св. Николай в житии» (кон. XVI – нач. XVII вв.) – поясной образ, древнейший и наиболее распространенный. Клейма рассказывают о чудесах святого.

Хорошо представлена иконография Богоматери: Одигитрия Смоленская, Одигитрия Шуйско-Смоленская, Богоматерь Грузинская, Неопалимая Купина, Умиление Владимирская. Из них можно особо выделить «Одигитрию Смоленскую» XVI века (Поволжье). Этот канон восходит к изображению Девы Марии, сделанному, по преданию, апостолом Лукой и установленному в храме Одигон в Греции.

«Богоматерь Неопалимая Купина» (кон. XVIII в.), считавшаяся в народе защитницей от пожаров, относится к ярославской школе иконописания, переживавшей в XVII – XVIII вв. период расцвета. В экспозиции есть две иконы Богоматери Умиление Владимирской, выполненные в XIX в. во Мстере, крупном иконописном центре.

Довольно много в коллекции икон вологодской школы с их конкретностью, определенностью образа и свободным повествованием библейских сюжетов. Самым значительным из них является «Страшный Суд» (кон. XVII – нач. XVIII вв.). Здесь представлены несколько сцен, выражающих идею спасения. Такое изображение с XII в. можно было увидеть на западной стене храма, напротив алтаря. А возле алтаря, в центре иконостаса, помещались «Царские врата». Царские врата существовали со времени устройства первоначальных алтарных преград и символизировали собой врата рая. Для работы над ними приглашались самые искусные изографы. «Царские врата» из собрания музея были созданы в XVII веке в одном из городов Верхнего Поволжья (Ярославле?). На это указывает архитектурный фон в сцене Благовещения и в клеймах с изображениями евангелистов.

В иконописном искусстве XVII – XIX вв. в темперную живопись внедряется масляная. Традиционные иконографические каноны наполняются новым содержанием. Заметно влияние западноевропейского искусства. Наблюдается светотеневая моделировка, тяготение к трехмерности. Реалистический пейзаж сочетается с позолоченными чеканными каймами и венцами. «Вознесение Христово» (II пол. XIX в., Ярославль) как раз является примером «нового» иконописания.

Произведения мастеров-изографов, по большей части безымянных, оцениваются сегодня по достоинству во всем мире. Русскими иконами восхищались Гете, Матисс и другие деятели культуры. Экспозиция Государственного художественного музея дает возможность познакомиться с целым рядом произведений иконописи из разных уголков России.

Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.