Декоративно-прикладное искусство
- Плитка
- Галерея
Декоративно-прикладное искусство представлено коллекцией резной кости из собрания музея и включает произведения XVII-XX веков. Представлено косторезное искусство двух ведущих центров России: Архангельска и Тобольска. Здесь собраны изделия традиционного народного художественного промысла XVIII–XX вв.: ларцы, шкатулки, плакетки, косторезные иконы, мелкая пластика.
В Архангельской губернии, в селе Холмогоры и в близлежащих деревнях (Матигоры, Ровдино, Куростров, Ухтостров), резьбой по кости занимались потомственные резчики, соблюдавшие стилистические традиции орнаментики. Много веков в Холмогорах существует промысел художественной резьбы по кости. По распоряжению царя Алексея Михайловича отсюда выписывались мастера для украшения Оружейной палаты Московского Кремля. Ларцы разных размеров составляли главную часть заказных вещей. Обычно это были сундучки с четырехскатной крышкой, подобные тем, что представлены в собрании музея. Делались и более простые коробочки с ровным верхом. Их деревянный корпус оклеивался костяными пластинами моржовой кости или цевки. Часть пластин окрашивалась в зеленый цвет, чередуясь с белыми пластинами, они образовывали декоративный ритм, оживляющий объем коробочки. На пластины наносился гравированный орнамент в виде концентрических кругов с точкой-глазком посередине (отсюда и идет название «глазковый орнамент»). Украшались пластины и растительным орнаментом из небольших веточек с бутонами и розетками цветов. Гравированный рисунок подкрашивался. Так украшен ряд шкатулок XVIII века из собрания музея. Самым ранним из экспонатов является ларец-теремок (рубеж XVII–XVIII вв., дерево, мамонтовая кость). Поверхность украшает сквозная резьба травного узора, характерная для декоративно-прикладного искусства Древней Руси XV–XVII вв. Очень интересен кабинет–бюро работы неизвестного резчика (1770–1780-е, дерево, моржовая кость), облицованный по деревянной основе костяными резными и гравированными пластинами с изображениями оленей, птиц, женских и мужских фигурок, путти. Они размещены в обрамлении прорезного ажурного орнамента с подложкой из слюды и латунной фольги. Внутри имеются многочисленные полочки, выдвижные ящички и даже тайник. Внешние створки бюро закрываются на медные замочки. Это довольно крупное по размеру изделие, высота его составляет 71 сантиметр. Подобных вещей сохранилось немного, и бюро является уникальным произведением косторезного искусства и имеет большую историческую ценность.
Несколько изделий предназначались для игры в бирюльки, когда-то очень популярного развлечения: «Клавесинчик», 1830–1840-е, мамонтовая кость, цевка; «Прялочка», вторая половина XVIII в., мамонтовая кость.
Изделия Тобольской резной кости известны с начала XVIII века, в 1721 году сюда были сосланы пленные шведские офицеры, которые занялись в Сибири разными ремеслами, в том числе токарной резьбой по кости. В 1860-е годы ссыльные поляки занялись изготовлением брошей, табакерок, заколок, пресс-папье, а также распятий и образов Мадонны. К концу 1860-х годов в городе уже работала группа местных косторезов, а в 1874 году открылась «Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С. И. Овешковой». Изделия поступали в Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев, Нижний Новгород. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости практически становится промыслом. В 1960 на базе артели «Тобольский косторез» (основана в 1930-х гг.) создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий. Главным для тобольской резьбы по кости стало искусство коренных народов, проживающих на Югорской земле. Миниатюрная пластика своим происхождением обязана культовым фигуркам, имеющим ритуальное охранительное значение у древних народов. В XX в. многие холмогорские мастера волею судеб оказались в Тобольске (Г.Г. Кривошеин, Г.А. Хазов и др.) и привнесли в художественный промысел новые структурные элементы, не нарушая при этом самобытности местного стиля. В настоящее время косторезная фабрика выпускает широкий диапазон художественных изделий: от дорогостоящих изделий из мамонтовой кости до относительно дешевых из простой цевки и рога лося. В Государственном художественном музее представлены работы таких значительных тобольских мастеров, как Геннадий Кривошеин и Гавриил Хазов.