Скульптура
- Плитка
- Галерея
В разделе станковой скульптуры Государственного художественного музея Ханты-Мансийска представлены произведения, выполненные в разных материалах и техниках в XVIII, XIX и XX вв.
В собрании есть уникальный образец культовой деревянной скульптуры XVIII в. «Спас полунощный» («Христос в темнице»). Подобные произведения появились в интерьерах русских церквей в XVII–XVIII вв., и официальные представители Русской православной церкви относились к ним резко отрицательно, на их изготовление не раз накладывались запреты. Исследователями было высказано множество версий об иконографических источниках «Спаса Полунощного», его происхождение выводят из Польши, Белоруссии и т.д. Подобные скульптуры встречаются в последние годы царствования Алексея Михайловича и в XVIII в.
В традициях классицизма выполнены скульптурные портреты из собрания музея, относящиеся к первой половине XIX века. Скульптурный портрет императора Александра I изображает императора в парадном мундире с орденом и лентой Св. Андрея Первозванного, в соответствии с традицией. Высокий уровень мастерства и качество мрамора говорят о столичном происхождении скульптуры. Подобные бюсты исполнялись, как правило, по заказам императорского двора и предназначались как для присутственных мест, так и для частных дворцовых интерьеров. Образцом для данного портрета послужил бюст Александра работы Федота Ивановича Шубина (1801, Воронежский областной музей изобразительных искусств). Это была одна из последних работ скульптора, и Александр оценил его мастерство, пожаловав Шубину бриллиантовый перстень.
Прототипом бюста Ивана Андреевича Крылова послужил скульптурный портрет, созданный Самуилом Ивановичем Гальбергом в 1830 г. в гипсе и находящийся в Третьяковской галерее. После смерти писателя портрет неоднократно повторялся в разных материалах. Чугунная отливка бюста выполнена по модели, аналогичной медному бюсту из Русского музея. В своем творчестве особое внимание скульптор обращал на тщательность отделки произведений. Портрет И.А. Крылова относится к числу лучших работ С.И. Гальберга.
Анималистический жанр представлен такими значительными именами, как Евгений Александрович Лансере и Павел (Паоло) Петрович Трубецкой. Евгений Александрович Лансере, представитель романтизма, был замечательным мастером скульптуры малых форм. Еще в юности он завоевал известность как автор выразительных статуэток, лейтмотивом которых была, как правило, конская фигура. Отливки восковых моделей Лансере пользовались большой популярностью в качестве малоформатной, так называемой «кабинетной» пластики, предназначенной для украшения домашних интерьеров в духе романтического историзма. Мастер часто придавал своим образам национально-исторический или этнографический колорит. «Всадник», созданный в 1870-е гг., отличается характерной для Лансере наблюдательностью и точностью воспроизведения деталей, естественностью и живостью воспроизведенных движений лошади и всадника, изящной деликатной лепкой.
Павел Петрович (Паоло) Трубецкой — один из наиболее ярких представителей импрессионизма в скульптуре. Художник и историк искусства Александр Бенуа назвал его «самым свободным, самым смелым и наименее официальным из русских художников». Сын русского дипломата и американской пианистки, Трубецкой родился и вырос в Италии. В 1899 г. Трубецкой переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в выставках художественного объединения «Мир искусства». Вскоре он стал победителем в конкурсе проектов памятника Александру III на Знаменской площади. Помимо портретов, Трубецкой выполнил ряд анималистических скульптур, изображающих коней и собак, и одна из таких фигурок животных находится в Государственном художественном музее («Собака», нач. XX века, бронза).
Помимо произведений Е.А.Лансере и П.П.Трубецкого в галерее представлены небольшие скульптуры, выполненные по модели французского анималиста Пьер-Жюля Мена, чьи произведения пользовались большой популярностью в России. Скульптурная группа «Кабан, затравленный собаками» выполнена по каталогу петербургскими мастерами в 1870–1880-х гг.
Современные авторы представлены произведениями А.И. Рукавишникова («Голова римлянина», 1998, бронза) и Г.М. Визель («Боги и судьбы», 2005, шамот, глазурь).