Тюментрансгаз - гордость и надёжность России
- Плитка
- Галерея
Предприятие Тюментрансгаз (с 2008 г. - ООО "Газпром трансгаз Югорск") - крупнейшее в мире газотранспортное предприятие. История его создания связана с открытием и освоением месторождений газа в Западной Сибири: Игримского и Пунгинского, строительством в 1966 г. первого газопровода Игрим-Серов, который обеспечил поставку газа предприятиям металлургии, промышленности, энергетики и населённым пунктам Северного Урала. Дальнейшее развитие предприятия связано с освоением крупнейших и уникальных месторождений Севера Тюменской области: Медвежьего, Уренгойского, Ямбургского, Юбилейного, Заполярного и других.
Под руководством Дирекции строительства газопроводов (ДСГ), созданной в Ивделе в 1963 г., начато строительство газопровода Игрим-Серов. В феврале 1964 г. в пос. Комсомольский переезжает ДСГ, газовикам отвели площадку в районе улицы Железнодорожная. Здесь строились для них двухэтажные брусчатые дома. Дирекция за дело взялась решительно. К концу того же 1964 г. протяжённость газовой трассы достигла 253 километров. И тогда на базе Дирекции решено было создать Северо-Уральское управление магистральных газопроводов (СУУМГ). Министерский приказ был подписан 17 января 1966 г. Это и есть дата рождения предприятия Тюментрангаз. В его составе было пять районных управлений - одно из них Комсомольское. Начальником СУУМГа в середине 1966 г. стал Павел Терентьевич Буряк. В феврале 1966 г. вошёл в строй газопровод Игрим-Серов. В том же году началось сооружение первых компрессорных станций, в том числе Комсомольской - без них прирост подачи газа был невозможен. Комсомольская компрессорная станция стала первой, возведённой в суровых условиях севера. Её запустили в ночь с 7 на 8 января 1968 г. В конце 1960-х гг. были сданы в эксплуатацию компрессорные цеха в Ивделе, Краснотурьинске, затем в Нижней Туре, Пелыми и Пунге. В мае 1972 г. произошло знаковое событие: "большой тюменский газ " уникального на тот момент по масштабам и расположению месторождения Медвежье поступил потребителям Урала, а затем в европейскую часть страны. Мощная газотранспортная система соединяла теперь югорский край с Уралом, Поволжьем и центром страны.
Новые масштабы потребовали изменения статуса и структуры управления. В 1975 г. Тюменское управление магистральных газопроводов (ТУМГ) реорганизовано в производственное объединение по транспортировке газа "Тюментрансгаз". Районные управления стали называться линейно-производственными диспетчерскими службами (ЛПДС), а затем линейно-производственными управлениями магистральных газопроводов (ЛПУМГ). Менялось и техническое оснащение, денег на оснастку предприятия не жалели, ведь газ становился первейши экспортным товаром, источником валютных поступлений в госбюджет. Выполнение экспортных программ требовало всё новых и новых мощностей. Отечественная промышленность не имела опыта создания такой техники, впервые стали осваиваться агрегаты на базе авиационных и судовых двигателей, но время не ждало и началась массовая закупка западногерманских и английских турбин мощностью в 25 и 10 мегаватт. В результате такого решения по газовым сетям Тюментрансгаза в 1975 г. впервые прошло сто миллиардов кубометров газа в сутки. На протяжении 1970-х гг. построены компрессорные станции: "Надымская", "Казымская", "Лонг-Юганская", "Сосьвинская", "Уральская", "Сорумская". В этот период "Тюментрансгаз" сформировался как мощное газотранспортное предприятие. Магистральные газопроводы и компрессорные станции функционируют на территориях Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, севера Свердловской области.
В 1980-х гг. идёт строительство нового коридора магистральных газопроводов с Уренгойского и Ямбургского месторождений. Первый из них - экспортный газопровод "Уренгой-Помары-Ужгород". В новом коридоре построены компрессорные станции: "Правохеттинская", "Приозёрная", "Сосновская", "Верхнеказымская", "Бобровская", "Октябрьская", "Пуровская", "Хасырейская", "Ягельная", "Таёжная", "Лялинская". К концу 1980-х гг. объём ежесуточной транспортировки газа в системе предприятия достиг миллиарда кубометров.
Такой нужный и самоотверженный труд югорских газотранспортников оценивался по достоинству. Родина не жалела для них наград. К 20-летию предприятия здесь работали четыре кавалера ордена Ленина - В.А. Барулёв, Х.В. Кулиев, П.Т. Лавришин и Н.И. Селяков, два лауреата Государственной премии - В.А. Барулёв и С.В. Кузнецов и два - премии Ленинского комсомола - В.А. Игольников и В.А. Новочихин. Генеральный директор Тюментрансгаза Евгений Николаевич Яковлев был удостоен ордена Октябрьской революции.
Накопленный годами потенциал очень помог предприятию, когда страна оказалась в стихии экономических реформ, изменений собственности и свободных рыночных отношений. Запас прочности и в это тяжёлое время удерживал его на плаву. Сказался, конечно, и приоритетный характер деятельности предприятия: в условиях экономического спада и инфляции его валютная продукция была жизненно важна для государства. В мае 1991 г. приказом председателя Правления Государственного концерна "Газпром" В.С. Черномырдина предприятие Тюментрансгаз было преобразовано в Государственное предприятие с непосредственным подчинением концерну. Обязанности генерального директора стал выполнять руководитель предприятия Григорий Николаевич Поляков. Но через два года предприятию пришлось расстаться с титулом государственного. На волне приватизации возникло российское акционерное общество "Газпром", и с марта 1993 г. предприятие Тюментрансгаз стало его дочерним предприятием. Год 1993-й стал самым тяжёлым для предприятия. Тюментрансгаз получил менее 39 % ожидаемой прибыли, полностью выполняя при этом свои обязательства перед потребителями газа. Долгов к октябрю 1993 г. накопилось 250 миллиардов, соответственно росла задолженность поставщикам и подрядчикам. Но в начале 1994 г. положение дел значительно улучшилось. В 1990-е гг. происходит смена стратегии развития газотранспортной системы: от масштабного строительства к повышению надежности и эффективности работы. Создана система обслуживающих подразделений. На предприятии сформированы принципы эффективного менеджмента, выработана корпоративная культура.
В 2000-х годах, учитывая, что в ближайшие годы нагрузка на газотранспортную систему ООО "Газпром трансгаз Югорск" будет только расти, предприятие уделяет самое серьёзное внимание вопросам капитального ремонта и реконструкции линейной части газопроводов и объектов инфраструктуры.
На сегодняшний день протяжённость магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Югорск" в однониточном исполнении составляет 27 тысяч километров, по ним идёт примерно 500 миллиардов кубометров газа. Более 85 % добываемого газа и почти каждый экспортный кубометр газа принимается и перекачивается газотранспортной системой ООО "Газпром трансгаз Югорск". С 29 мая 2012 г. самую крупную газотранспортную компанию ОАО "Газпром" - ООО "Газпром трансгаз Югорск" возглавляет Пётр Михайлович Созонов. Его планы на перспективу - быть лучшим предприятием топливно-энергетического комплекса России.