Из истории Мансийского гарнизона
- Плитка
- Галерея
Для укрепления рубежей нашего государства, охраны воздушного пространства с севера, Правительство СССР приняло решение о строительстве в пос. Мансийский Ханты-Мансийского национального округа военного аэродрома - Мансийский-63. В августе 1963 г. на маленькой железнодорожной станции "Мансийский" остановился эшелон с двумя военно-строительными отрядами и оборудованием. Перед батальонами была поставлена задача - построить взлётно-посадочную полосу, рулёжные дорожки, стоянки, склад ГСМ и другие объекты. Сопровождал людей и грузы молодой капитан Советской Армии Николай Панов.
На месте предполагаемого аэродрома уже имелся небольшой гражданский аэродром и вертолётная площадка (которые в последующем были перенесены на постоянное место в пос. Советский). Там стояли маленькие самолёты, такие как Ан-24. Военные строители расположились рядом, и стали готовиться к зиме - вырыли землянки, заготовили дрова. В 1964 г. начали вырубку леса, выкорчёвку пней для строительства взлётно-посадочной полосы. Первый десант работал до 1967 г., а затем уже новое подразделение военных строителей начало строить казармы, жильё, прачечную, пекарню, баню, столовую, одним словом - всё, что должно было обеспечить нормальную жизнь военного городка.
В 1968 г. гарнизон Мансийский был полностью готов к приёму самолётов-истребителей любого типа. Первым комендантом гарнизона Мансийский-63 был назначен Николай Матвеевич Панов. В состав гарнизона вошли такие воинские части:
- в/ч 40372 - 763-й авиационный истребительный полк (3 эскадрильи);
- в/ч 40372 "Ц" - центр боевого управления;
- в/ч 68001 - отдельный батальон аэродромно-технического обслуживания;
- в/ч 48741 - отдельный батальон связи радиотехнического обслуживания;
- в/ч 74973 - радиотехнический батальон.
15 декабря 1968 г. лётчики одной из эскадрилий 763 авиационного истребительного полка заступили на первое боевое дежурство в гарнизоне Мансийский Тюменской области. В 1969 г. весь 763 авиационный истребительный полк войск ПВО перебазировался на территорию Ханты-Мансийского национального округа. На этот момент полк занимал первое место в войсках ПВО по своей боевой готовности. С 1970 г. по 1973 г. командование полком принял Георгий Демьянович Хомяков.
До этого времени 763 АИП, сформированный в феврале 1952 г., базировался на аэродроме Большое Савино Молотовской (ныне Пермский край) области. Формирование полка начал подполковник Ибрагим Зайнулович Галиушин, дальнейшее формирование производил подполковник Александр Емельянович Гребенников. Личный состав на укомплектование полка прибыл из частей истребительной авиации ПВО страны. С 17 марта 1953 г. в 763 авиационный истребительный полк на вооружение начали поступать боевые самолёты "Миг-15 бис". 5 июля 1953 г. Командующим Войсками ПВО Уральского района генерал-лейтенантом А.В. Щегловым 763 авиационному истребительному полку было вручено Боевое знамя части.
17 сентября 1953 г. на укомплектование полка прибыло 20 лётчиков, окончивших Борисоглебское военное авиационное училище. В ознаменование дня сформирования полка установлен годовой праздник полка - 7 ноября 1952 г. В 1955 г., в связи с предстоящим перевооружением, одна авиационная эскадрилья 763 АИП перешла на новую штатную единицу. В полк поступили первые 4 самолёта "Як-25". Для доукомплектования полка прибыло 20 лётчиков после окончания Черниговского военного авиационного училища лётчиков. 22 декабря прибыло для доукомплектования полка 23 лётчика из 101 авиационной истребительной дивизии ПВО. Полк был отнесён в первую линию и стал именоваться - 763 авиационный истребительный полк первой линии. С 1 декабря 1965 г. личный состав полка начал переучиваться на самолёт-перехватчик "Як-28 п". В апреле 1966 г. в полк поступили первые 5 боевых самолётов "Як-28 п".
Для лётчиков и техников первым делом, конечно, были самолёты, а для коменданта гарнизона Н.М. Панова - обеспечение военнослужащих и их семей всем необходимым: от пуговицы до ракеты. Возник вопрос о строительстве дороги между пос. Мансийский и пос. Комсомольским, и он был благополучно решён. В гарнизоне работало отделение Военторга, в 1969 г. был открыт клуб, а в 1970 г. построили школу-восьмилетку, две теплицы и молочно-товарную ферму. В теплицах выращивали овощи, зелень, даже виноград и цветы. Были 32 коровы, 2 быка, лошади. Подведён газ к жилым домам.
За всю историю существования полка его 9 раз награждали переходящим Красным Знаменем Уральского военного округа, он был занесён в Книгу Почёта округа. По итогам 1986 г. полк был награждён вымпелом Министерства обороны "За мужество и воинскую доблесть". В 1983 г. полк начал переучивание на самолёты с большими боевыми возможностями - "МиГ-31" и "МиГ-25". За освоение новой техники лётчики Чернов, Попов, Васильев, Губин, Малыгин, Ларин были награждены орденами "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени.
Политическая и экономическая нестабильность, распад огромного государства, падение престижа военной профессии не миновали и гарнизона Мансийский. Занятое выработкой многочисленных, но нежизнеспособных армейских реформ, Министерство обороны постепенно забывало о судьбе маленьких военных гарнизонов, подобных Мансийскому. В мае 1998 г. 763 авиационный истребительный полк расформировали. Многие лётчики перевелись в другие части для прохождения дальнейшей воинской службы. Некоторые лётчики так и остались в гарнизоне. Постепенно устроились в гражданской жизни защитники северных рубежей, обрели новые профессии.