Основные этапы развития
- Плитка
- Галерея
На торжественное собрание, посвященное открытию музея, прибыли: член бюро РК КПСС, редактор газеты «За коммунизм» С. Н. Нартымов, член райисполкома, заведующий районным отделом народного образования А. Давыденко, заведующий отделом культуры А. И. Соловьев, первый секретарь РК ВЛКСМ В. Н. Янишевский. Разрезали красную ленту, и первый музей Октябрьского района открыл свои двери для посетителей.
Сохранилось описание первой экспозиции музея в статье В.Ермолаева «Музей открыт»: «Большинство работ было выполнено учащимися на уроках труда. Очень оригинально сделан портрет В. Ленина в разной технике, интересна карта Ханты-Мансийского национального округа, вышитая бисером, картины юных мастериц «Олени на водопое», «На звероферме совхоза «Перегребинский» и др. Отведен уголок истории села и его жителям. Музей получился интересный».
Интересной была не только экспозиция музея, но и то, как встречали в Шеркалах туристические теплоходы. В том же 1982 году в Шеркалах начал работать учитель музыки Д. Агеев. Талантливый человек, он создал фольклорно-этнографический детский ансамбль «Лесная сказка», вскоре заслуживший огромную славу. Дети из «Лесной сказки» встречали туристов, провожали в музей, и после экскурсии туристам предлагали посмотреть спектакль «Я - человек», поставленный Д. Агеевым по мотивам «Языческой поэмы» хантыйского поэта Ю. Шесталова. То, что туристы видели в музее, было тесно связано с тем, что показывали на сцене. Это оставляло неизгладимое впечатление, об этом писали в газетах, рассказывали друг другу. В результате только что открывшийся музей в далеком сибирском селе за одно лето принял полторы тысячи туристов из Москвы, Ленинграда, Челябинска, Омска, Сухуми, Пятигорска, Калининграда, Риги, Талина, Астрахани, Брянска и других городов. Через музей завязалась крепкая дружба «Лесной сказки» с экипажем туристического теплохода «Тобол». И часто знакомство туристов со старинным селом заканчивалось концертом «Лесной сказки» и дружеским чаепитием на борту теплохода.
В 1986 году самобытный хантыйский художник М. Тебетев, перевез из деревни Лохтоткурт лабаз - хозяйственную постройку. Все, что десятилетиями хранили прежние хозяева в лабазе, стало ядром этнографической коллекции музея. М. Тебетев написал положение о музее, нарисовал витрины и стенды, дал поручение старожилам села о комплектовании фонда дополнительными предметами музейного значения, и началась работа по изменению экспозиции музея.
Шеркальский музей был музеем на общественных началах, поэтому средств на новые витрины или современные материалы не было. Доступными инструментами для создания экспозиции оказались ножовка да гвозди. Одежду развесили на стенах, кухонную утварь поставили на деревянную скамейку, отвели угол для отдела рыболовства и охоты, сделали на бумаге стенд о творчестве М.Тебетева, разместили репродукции его картин. То, что было собрано до этого в музее, и то, что было привезено из д. Лохтоткурт, все находилось в экспозиции на тридцати квадратных метрах. Экскурсии для гостей проводили члены совета музея, носители хантыйской культуры. Они могли взять любой предмет с выставки и рассказать самую удивительную историю предмета или семьи, в которой предмет бытовал, могли показать, как шьют рыбацкую сеть или как делают кузовок из бересты, могли спеть хантыйскую песню или показать древний танец хантыйского народа. Некая хаотичность экспозиции, схожая с обстановкой антикварной лавки и необычные экскурсии придавали особенный шарм музею. В Шеркальском музее старались побывать, сюда привозили своих гостей, в том числе и зарубежных.
В 1992 году музей на общественных началах стал учреждением при районном отделе культуры. Музей сразу же закрылся на ремонт, который был сделан на совесть. Из окружного музея пригласили сотрудников для оказания помощи в составлении тематико-экспозиционного плана. Весной 1993 года новая экспозиция открылась для посетителей, и до конца года в музее побывало 1795 человек. Обозначились отделы: «Основные занятия и промыслы», «Изба среднеобского ханты», где компактно и в соответствии с музейными правилами была сделана новая экспозиция.
Стали практиковаться новые формы работы: встречи, вечера, круглые столы, конференции, музейные праздники. Появилась возможность заниматься научно-исследовательской работой, материалы публиковали в районной и окружной газете, журналах, участвовали в конференциях.