Вклад национальной интеллигенции в развитие музея
- Плитка
- Галерея
Шеркалы - место компактного проживания малочисленных народов севера. Музей, который здесь был открыт, изначально был ориентирован на сохранение и пропаганду культуры народа ханты. Представители национальной интеллигенции не остались в стороне от благого дела. Они активно включились в создание музея и помогали ему развиваться.
Организатор музея – Тамара Васильевна Диодорова, родилась в 1926 году в юртах Халапанты в семье рыбака-охотника ханты. Окончила педагогический институт им. А.И. Герцена, работала в Шеркальской средней школе, где впервые организовала кружок национального творчества. Всю свою жизнь она отдала Северу, тому, что больше всего любила, и где бы она ни работала, она всегда была зачинателем всех добрых дел. Она переживала за уходящую культуру своего маленького народа, и эта боль звучала в ее словах: «С приходом цивилизации на югорскую землю стали напрочь забываться и исчезать обычаи, нравы, традиции народов ханты и манси. Народу мешают жить в согласии с Небом-Торумом, Водой, Землей, жить в ладу с природой и самим собой. Может, мы еще себя не потеряли?». Именно Тамаре Васильевне пришла идея о создании музея в селе, которую шеркальцы поддержали.
Сразу включилась в работу по созданию музея Галина Ивановна Трибус, заведующая Шеркальским интернатом. Когда Диодорова Т.В. уехала из села, Галина Ивановна приняла на себя обязанности заведующего общественного музея, несмотря на большую занятость. Музей был ей хорошо знаком с момента открытия, здесь было много экспонатов, любовно сделанных ее учениками. Работать было тяжело, особенно зимой, когда зачастую не было дров, замерзала вода. Но, ни разу не случалось так, чтобы для приехавших издалека туристов не открыли музей, не провели экскурсию.
Маленький музей объединил в творческом содружестве многих увлеченных людей. Одна из них – Дарья Михайловна Глебова. Пенсионерка, бывшая учительница, она стала работать в музее и показала себя непревзойденным экскурсоводом, популяризатором хантыйской национальной культуры.
Художник М. Тебетев, уроженец юрт Лохтоткурт Шеркальского сельсовета, узнав о том, что создается музей, в октябре 1981 года обратился к Т.В. Диодоровой с письмом, в котором просил принять в музей его произведения. С этого момента началась его переписка с музеем. В 1983 году он побывал в музее и пришел к выводу, «что быть только собранием произведений прикладного искусства – слишком узкий для него профиль. Музей должен вбирать в себя наследие материальной и духовной культуры ханты». Живя в Ханты-Мансийске, Тебетев консультировался с сотрудниками краеведческого музея, обсуждал проблемы Шеркальского музея в окружном отделе культуры.
Многие шеркальцы заботливо отнеслись к новорожденному музею. Бескорыстно трудились для него энтузиасты - ханты Анна Тимофеевна Алексеева, Федосья Ивановна Курикова, Юрий Яковлевич Ангашупов, Иван Михайлович Юдин, братья Иван и Леонид Юдины, Мария Герасимовна Зверева.
Огромный вклад в становление музея внес Тебетев Митрофан Алексеевич. Будучи художником, ему легко было понять, как необходимо разместить экспонаты, как создать комплексы, отделы. Из вновь поступивших предметов он создал новые отделы и завел книгу поступлений. Создал совет музея и сам им руководил. « Все должно быть реально, никакой халтуры по незнанию, - требовал он. – Будьте все серьезны в деле создания этнографического музея, музей о нашем народе 1930-х годов. Сейчас мы заняты делом – создавать настоящий музей».
Благодаря его настойчивости Шеркальский музей из общественного музея стал учреждением культуры. Еще в 1988 году он пригласил на работу в музей Марию Андреевну Журавкову, пенсионерку. Она выполняла задания художника: опрашивала старожилов, составляла родословные хантыйских семей, создала фольклорную группу, учила девочек хантыйским танцам. С уходом М.А. Журавковой на пенсию в 1992 году директором Шеркальского этнографического музея стала Крюкова Наталья Владимировна. Она продолжила дело предшественников, ревностно сохраняя культурно-историческое наследие, занимаясь усовершенствованием экспозиции, научно-исследовательской работой. Она также не остается в стороне от событий, влияющих на жизнь хантыйского народа, чье наследие она хранит и популяризирует. Музей участвовал в IV и XI международном фольклорном фестивале финно-угорских народов, Крюкова Н.В. была участником V Всемирного конгресса финно-угорских народов.
Научный сотрудник Пащанина Валентина Ивановна продолжает дело, ради которого был создан музей. Познавательно-исследовательские мероприятия, разработанные ею, отличаются разнообразием и оригинальностью. Основная идея, которая определяет деятельность научного сотрудника - это желание помочь семьям не утратить связь поколений, используя при этом богатое культурное наследие.
За 30 лет существования нашего музея в нем побывало множество людей, и каждый унес с собой частицу тепла и доброты, уважения к небольшому народу ханты. Книга отзывов хранит память обо всех, кто работал в музее, их имена благодарные посетители называют в своих записях. Чтобы что-то дать, нужно иметь, а эти замечательные люди имеют любовь к родине и своему народу, которой щедро делятся. Все они разные, но их объединяет общая принадлежность к хантыйскому народу.