СЕРИЯ ПОРТРЕТНЫХ ЗАРИСОВОК К 85-ЛЕТИЮ МУЗЕЯ. Сюжеты для натуралиста

3.06.2019

Музей – это не только учреждение, где в залах за витринами бережно хранятся экспонаты. Это и кропотливый научный труд сотрудников, ежегодные экспедиции, наполненные новыми научными находками и открытиями, трудностями… Всё для того, чтобы сохранить и обогатить историю региона. Ради чего люди идут работать в музей, вы узнаете из серии портретных зарисовок о сотрудниках Музея Природы и Человека.
Наш первый герой – из тех людей, кто не любит сидеть в офисе и заниматься однообразной работой. В прошлом – школьный учитель географии и биологии. Мог бы стать и историком, с детства увлекался «делами давно минувших лет». Выбор в пользу естественных наук был сделан благодаря тому, что он вырос в маленьком таежном поселке. Когда человека с детства окружает природа, немудрено, что с раннего возраста он учится наблюдать за ней и понимать ее законы. Уже более двадцати лет Андрей Бородин работает в Музее Природы и Человека. 
– В музее работаю над тем, что мне интересно. Хотя в душе остался педагогом, – рассказал старший научный сотрудник отдела природы музея Андрей Бородин.
Андрей – специалист в области орнитологии и энтомологии, териологии. Сейчас в музее работает выставка «Эффект бабочки». Экспозиция знакомит посетителей с жизненными циклами бабочек, а также здесь можно было увидеть авторские фотографии Бородина, которые он сделал во время экспедиций. 
– Сотрудник музея – это специалист широкого профиля, – считает Андрей. – Мы часто не копаем так глубоко, как академические ученые, которые во многом становятся узкими специалистами. Главная задача – популяризация. Поэтому балансируем на грани познавательного интереса и науки. 
Сегодня в приоритете научных интересов Бородина стоит териология – наука о мелких млекопитающих. Он окончил аспирантуру в Сургутском государственном университете под руководством доктора биологических наук, профессора кафедры биологии и биотехнологии Старикова Владимира Павловича.
– Мелкие млекопитающие – индикатор окружающей среды, – делится профессиональными секретами Андрей. – Так как у них жизнь коротенькая, смена поколений происходит часто, поэтому животные быстро реагируют на изменения. Некоторые виды играют весомую роль в жизни людей. Водяная полевка – переносчик туляремии. Вспышка численности приводит к эпидемии этой инфекции. Исследования могут помочь вовремя отреагировать, поскольку увеличение количества этого вида имеет цикличность. На поиски млекопитающих я не хожу, выбираю какой-то биоценоз или биотоп, где и делаю отлов животных. На основе этого отлова изучается население, экологические показатели, материал анализируется, пишутся статьи.
Научные изыскания Андрей Бородин ведет как в окрестностях Ханты-Мансийска, так и в дальних экспедициях. Под рукой – профессиональная фотокамера. Съемка для него не хобби, а один из методов изучения природы. Через объектив камеры Андрей наблюдает и выстраивает сюжеты из жизни животных, которые в будущем посетители увидят во время выставок в Музее Природы и Человека. 
– Это непередаваемые ощущения, когда в нескольких десятках метров токуют глухари, – вспоминает Андрей. – Или видишь, как сорокопут-жулан накалывает на веточку жертву – ящерицу. 
В соцсетях на глаза попадаются кадры, на которых фотографы, рискуя жизнью, делают снимки хищников. Чем приходится рисковать югорскому натуралисту?
– Любой полевик в нашем регионе, и не только биолог, рискует той же встречей с медведем, – отвечает на вопрос Бородин. – Никто не отменяет укуса клеща, и прививка – не стопроцентный гарант безопасности. Эпизодов, когда в поле приходилось работать в сложных условиях, было много. Одна из моих первых экспедиций проходила в Березовском районе. Было невероятное количество гнуса: на открытых местах кусала мошка, стоило уйти в лес, как там за тебя брались комары. Во время переходов приходилось нести тяжелый рюкзак. Минус это или плюс – каждый решает сам. Моя профессия – личный выбор, о котором нисколько не жалею.

Фото: Андрей БОРОДИН

Все новости
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.