Рубрика «Искусство в объеме»

16.10.2020



Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. Распространённым материалом в изготовлении статуэток является керамика, основными и более сложными видами керамики являются фаянс и фарфор.
Представленные малые скульптурные формы хранятся в фондах НГ МАУК «Историко-художественный музейный комплекс». Фигуры: «Мужик, борющийся с медведем», «Жатва», «Кадриль» две статуэтки, «Слон-циркач» из коллекции «Скульптура», были изготовлены в 1960-1986 годы на Конаковском фарфоровом и Дулевском фаянсовом заводах.
Дулевский завод славился почтительным отношением к старинным традициям. Там была придумана особая техника флористической росписи. Позолоченные дулевские статуэтки с роскошными розами украшали многие дома в Советском Союзе.
Конаковский завод помимо изделий из фаянса предлагал потребителям и фарфоровые статуэтки. Конаковская скульптура была с пропагандистской направленностью – образец патриотического искусства советского времени.
После войны агитационное значение статуэток значительно снизилось. Возникли новые сюжетные линии, популярность приобрели герои сказок, изображения детей, бытовые сценки, они дают представление об устройстве советского быта, а также наглядно демонстрируют изменения ценностей советской эпохи.
Мелкая пластика была призвана преодолеть однообразие массового типового советского интерьера. Статуэтки выглядят непринужденно и естественно благодаря «живым» позам и пластичным жестам. Глядя на фигурки, создается впечатления, что они сделаны не из тяжелого фарфора, а из воздушных, невесомых материй. Обаяние фарфоровых статуэток усиливалось, благодаря выразительности глазурирования. Покрытие глазурью не только предохраняет изделие от загрязнений и влаги, но и улучшает его внешний вид. Покрытое глазурью изделие подвергается высокотемпературному обжигу, поэтому некоторые цвета выгорают совсем без остатка, некоторые проявляются иначе, чем рассчитывал художник, и абсолютно все краски взаимодействуют друг с другом, вплавляясь и растекаясь совсем непредсказуемым образом. Многие эффекты придают особый шарм и уникальность изделию.
Разглядывая статуэтки, мы переживаем бодрость танца, усталость от трудового дня на жатве, вспоминаем радость цирковых представлений или заинтригованы борьбой мужика с медведем. В настоящее время фарфоровые статуэтки являются предметом коллекционирования, уникальность заключается в том, что они являются воплощением престижа и домашнего очага.

Ссылка на видеоролик: Рубрика «Искусство в объеме»

Статью подготовила организатор экскурсий
Мотова Милана Игоревна

Все новости
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.