Настольный календарь-перевертыш родом из СССР.
В Древнем Риме календарями сначала называли книги, в которые кредиторы записывали проценты, вносившиеся ежемесячно в дни календ (календы – название первого дня каждого месяца). Позднее календарями стали именовать книги, расписывающие культовые празднества, дни рождения императоров, собраний Сената. Наиболее древний из дошедших до нас римских календарей относится к 354 году.
В России первые печатные календари появились в начале XVIII века. Старейшим считается напечатанный в 1708 году в Москве «Календарь или месяцеслов христианский» на 1709 год.
В фондах Музейного комплекса хранятся различные виды календарей: перекидные, отрывные, настенные, карманные и др. Сегодня речь пойдет о календаре-перевертыше, который представлен в одном из разделов выставки «Школьные годы чудесные» в «Музее реки Обь». Выпускали такие настольные календари в 50-60-е годы ХХ века, они были очень популярны и пользовались спросом.
Собственно, календарём этот предмет называется условно, так как дни недели, числа и месяцы надо было менять вручную. Проще всего было поменять дату - достаточно перевернуть календарь на 180 градусов вокруг оси, но только в определенном направлении. Иначе даты начинали уменьшаться, а то и вовсе - таблички с цифрами налезали друг на друга. А после 31 числа начинались такие надписи «Вращать медленно», «Месяц переставить» и «Ленинградский монетный двор Гознак» или знак другого завода - изготовителя.
Подобные настольные сувениры не назовёшь редкостью: их в достаточно большом количестве производили несколько советских предприятий, в том числе Ленинградский монетный двор, Фабрика хозяйственных изделий г. Одессы и Харьковский завод нестандартного оборудования.
На корпусе большинства календарей находятся по два медальона с изображениями, на которых изображались достопримечательности городов, в которых были изготовлены календари. Так, Ленинградский монетный двор выпускал календари с видами Ленинграда (Ростральные колонны, крейсер «Аврора», Казанский собор, стрелка Васильевского острова, скульптуры Клодта на Аничковом мосту). У календарей производства Одессы на пластинках с числами воспроизведены фотографии видов города. В зависимости от места изготовления в конструкции календарей были небольшие отличия: разный металл, наличие или отсутствие клейма, материал, из которого изготовлена ручка.
«Гознаковские» календари считались самыми качественными: они реже других «заедали», да и барельеф на медальонах был выполнен столь изящно, что календарём было не стыдно украсить даже самый притязательный столичный кабинет. Может показаться странным, что в изготовлении подобных изделий участвовал Гознак - предприятие, которое в представлении обывателя выпускает только деньги. Однако за его долгую историю бывало всякое.
Датой основания Монетного двора в Санкт-Петербурге считается 1724 год. Вначале он располагался в Петропавловской крепости, а в самом начале XIX века переехал в специально построенное здание. В советское время Ленинградский монетный двор стал пытаться расширить спектр своей продукции, выпуская значки и медали. В годы войны это превратилось в необходимость: резко возросла потребность в орденах, медалях, пуговицах для униформы. Ленинградский монетный двор выпускал их параллельно с «отпочковавшимися» от него в это время Московским монетным двором и Краснокамским монетным двором под Пермью. Таким образом, производство постоянно расширялось, для него обучали новых рабочих и устанавливали новое оборудование. После окончания войны всему этому нужно было найти какое-то другое применение. По крайней мере, в отношении Московского монетного двора известно, что в 1945 году для сохранения военных кадров там наладили выпуск товаров народного потребления: портсигаров, пудрениц, люстр, барельефов. Возможно, и календари-перевертыши обязаны своим появлением этой своеобразной «конверсии». Впрочем, в Москве календари не «прижились», и их производство было закрыто в начале 50-х годов. Зато календари, выпущенные на Ленинградском монетном дворе, оказались более «живучими».
Одним из последних аналогичные календари стал выпускать Харьковский завод нестандартного оборудования, большинство изделий которого датируются концом 60-х годов. На этих календарях обычно изображен герб города с колосом, электронами и шестерёнкой, символизирующий помимо урожайности края индустрию Украинской СССР и достижения советской науки по расщеплению атома.
Календарь-перевертыш, представленный на данной выставке, произведен на Харьковском заводе нестандартного оборудования. Корпус календаря украшен двухсторонним медальоном с изображением главной пассажирской железнодорожной станции Южной в Харькове (официальное название Харьков-Пассажирский). Календарь компактен, устойчив, выполнен из никелированной стали, управляется вручную, путем переворачивания и вращения механического устройства, и прост в использовании. Однако качество календаря оставляло желать лучшего - это касалось как металла, быстро терявшего свой блеск, так и механизма, быстро приходившего в негодность, отчего на последней пластинке календаря красовалось предупреждение «Вращать медленно».
В 1970-х годах календари-перевёртыши теряют свою популярность - к этому времени растёт число красочных иллюстрированных журналов, нередко печатающих своего рода «постеры» - красочные картинки с календарём на год. Печатные календари были точнее - в них уже была 5-дневная рабочая неделя, которой не было в календарях 50-х и начала 60-х годов, а также более точно отмечались другие праздничные даты и дни.
К 80-м годам календари-перевёртыши окончательно превратились в симпатичный, но почти неиспользуемый предмет интерьера. Сегодня это лучший сувенирный подарок для ценителей раритета.
Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А.Полякова
Фото Н.И.Кобылиной
Фонды НГ МАУК «Музейный комплекс»
Источники: https://little-histories.org/2012/10/08/vechnoe-dvizhenie/
https://dzen.ru/a/ZMEozECjjXcHHIN-
Выставка «Школьные годы чудесные…» заканчивает свою работу 25 ноября этого года. Еще впереди есть неделя. Успевайте записаться на познавательно-игровую программу «Страна невыученных уроков», которая дает возможность детям побывать в невиданной стране Невыученных уроков, как самый знаменитый ученик советской школы Витя Перестукин.
Ждем по адресу: 9 мкр. 28 дом. «Музей реки Обь».
Запись по тел.: 8 (3463) 23-45-90.
Говорят музейные фонды...
20.11.2023